Хотя в августе промышленное производство, по данным Росстата, чуть выросло, за восемь месяцев, как и за январь — июль, в годовом сопоставлении роста нет. Опуститься ему ниже нуля «мешает» добыча полезных ископаемых.
В августе в годовом выражении промпроизводство подросло (слава статистике!) на 0,1%, относительно предыдущего периода — на 0,6% фактически и на 0,7% — с поправкой на сезонный и календарный факторы. Цифры скучные, но напомним, что месяц назад эти показатели составили –0,7, 1,2 и –0,9% соответственно. И вообще, это третий случай с начала года, когда все три значения положительны, до августа такое наблюдалось только в марте и июне.
Однако тень роста никак не повлияла на годовую динамику, за январь — август, как и за семь месяцев, увеличение промпроизводства в годовом сопоставлении осталось нулевым. Могло быть хуже, но сползти в рецессию промышленности снова не дала добыча полезных ископаемых, которая выросла в августе на 2% год к году и на 1,1% — относительно июля. Для обрабатывающих производств соответствующие показатели составили –0,2 и 0,2%, для производства и распределения электроэнергии газа и воды — –2 и 1,1%.
Кстати, за несколько дней до появления официальной статистики должное отдали добыче и эксперты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ): «Расчет индекса ИПЕМ-спрос в разрезе отраслевых групп показывает, что рост спроса наблюдается только в добывающих отраслях (+2,5% к августу 2012 г., +0,4% с начала года). По отраслям, производящим товары инвестиционного спроса, наблюдается устойчивое падение спроса: высокотехнологичные — –17,3% и –9,4%, среднетехнологичные — –3,1% и –5,6%. Незначительное снижение спроса впервые с начала года наблюдалось и в низкотехнологичных отраслях (–1,9% к августу 2012 г., +5,9% с начала года)».
Перспективы развития промышленности в ближайшие месяцы, считают аналитики ИПЕМ, во многом связаны с разрешением ситуации на Дальнем Востоке, поскольку программа восстановления в регионе потребует огромного объема строительных работ и обеспечит дополнительные объемы производства отдельных товаров.
Это — жесткое заключение на фоне людских бед, которые принесла стихия, и невольно оно наводит на мысль, чего не хватает России, чтобы встряхнулась промышленность, да и экономика в целом. Уж лучше как-то по-другому…