Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле в III квартале остался в позитивной зоне и составил +6%, показывают данные опроса около 4000 руководителей коммерческих компаний, проведенного Росстатом. Основные показатели отрасли, по оценке экспертов ВШЭ, не дают весомых оснований говорить о серьезной «просадке» итоговых значений по сравнению с предшествующим периодом. Исключение составили лишь индикаторы финансового блока, продолжившие сдавать свои позиции.
Одним из важнейших позитивных результатов опроса стало сохранение на уровне II квартала положительных темпов роста основного результирующего индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ). В июле — сентябре текущего года он закрепился на отметке +6%.
Почему затянулась пауза
Затянувшаяся пауза акцентированного роста отрасли сопряжена, по мнению ученых Центра конъюнктурных исследований «Вышки», с пониженными деловыми ожиданиями предпринимателей относительно перелома стагнационной тенденции в российской экономике в ближайшее время. Это, в свою очередь, обусловливает невысокий потенциал их стратегических планов на будущее. Находясь в рисковой зоне конъюнктурных колебаний, предприниматели вынуждены думать «о дне сегодняшнем», тем самым нивелируя возможности внедрять и реализовывать различные варианты поступательного развития.
Оценки участников опроса показывают, что в III квартале по сравнению с предыдущим периодом потребительская активность несколько ослабла, лишив ретейлеров дополнительных источников удовлетворения спроса. Это выразилось в некотором сокращении новых заказов на поставку товаров. Значение баланса оценки изменения показателя составило +9 % (+7% в III квартале 2012 г.).
Вслед за небольшой просадкой спроса последовало сокращение темпов роста объема продаж и товарооборота (баланс оценки изменения данного показателя составил +4 против +8% во II квартале).
В то же время такой важнейший индикатор, как численность занятых, на фоне замедления роста новых заказов и оборачиваемости реализуемых товаров, отреагировал на складывающуюся конъюнктуру усилением темпов сокращения персонала. Четверть предпринимателей в III квартале отметили сокращение сотрудников. Вместе с тем снижение численности работников в определенной мере было обусловлено очередным обострением текучести кадров, возникающей в торговле после пика летних продаж.
В III квартале у руководителей торговых компаний расширился круг проблем, вызванных негативными тенденциями в их финансовом положении. Один из центральных показателей деятельности розничных организаций — прибыль — после балансирования на отметке 0 в анализируемом периоде взяла курс на понижение, составив –2%.
Средний сложившийся уровень торговой наценки в коммерческих организациях относительно II квартала не изменился и составил 27%. При этом, по мнению участников опроса, желаемая средняя торговая наценка, которая была бы достаточной для возмещения издержек обращения и обеспечила получение необходимой прибыли, составляет около 40%.
Правда, здесь нужно учитывать, что на ослабление финансового потенциала организаций повлияли сезонно-инфраструктурные проблемы. Речь идет о высоких транспортных расходах и тарифах арендных ставок, на что указали около 30% опрошенных.
Инфляционный фон в организациях розничной торговли в начале 2-го полугодия продолжал оставаться спокойным. Причем данная тенденция, обусловленная желанием предпринимателей стабилизировать спросовую ситуацию, прогнозировалась экспертами еще в апреле — июне. В результате завершение III квартала 2013 г. ознаменовалось незначительным понижательным ценовым трендом на реализуемые товары. В целом, как и в предыдущем периоде, об увеличении цен сообщили 45% руководителей компаний.
Барьеры все те же
Оценивая совокупность факторов, оказывающих лимитирующее воздействие на работу розничных организаций в III квартале 2013 г., эксперты ВШЭ указывают на отсутствие радикальных перемен в их составе.
По мнению большинства руководителей (54%), основное негативное воздействие на деятельность розничных фирм в отчетном квартале продолжали оказывать фискальные проблемы. Так, «высокий уровень налогов» в рейтинге ограничений сохранил лидирующие позиции, которые наблюдаются с начала 2011 г.
На фактор «недостаточный платежеспособный спрос», который, в свою очередь, существенно повлиял на сложившийся в отрасли портфель заказов и товарооборот, ссылались 46% респондентов.
Недостаточная обеспеченность торговых предприятий собственными финансовыми средствами вызывала обеспокоенность у 30% топ-менеджеров коммерческих компаний.
Позитив без форс-мажора
«К сожалению, ожидаемого качественного перелома в понижательной траектории развития в отрасли в III квартале не произошло, — отмечает директор ЦКИ ВШЭ Георгий Остапкович. — Тем не менее наличие преимущественно позитивной динамики посткризисных трендов, отождествляющих центральные показатели торговли, позволяет утверждать, что для данного сегмента экономики, по крайней мере в среднесрочной перспективе, риск наступления рецессии маловероятен».
Ученого беспокоит увеличившийся в экспертном сообществе и СМИ накал страстей относительно вероятной рецессии, что оказывает дестимулирующее влияние на весь потребительский сектор. В частности, в течение года модель потребления домашних хозяйств постепенно смещалась в формат накопления сбережений, что свидетельствует о наличии неуверенности и определенной степени волнения в обществе. Население все чаще откладывает покупки товаров длительного пользования, ослабляя действие потребительского мультипликатора на рыночную экономику в целом.
«В целом же, в сложившихся обстоятельствах, учитывая синхронность темпов развития отрасли, ожидаемый сценарий событийного фона по итогам деятельности 2013 г. позволяет надеяться на преимущественно положительное окончание, лишенное форс-мажорной окраски», — прогнозирует г-н Остапкович.