Федеральная резервная система США решила сохранить в прежнем объеме программу количественного смягчения (QE3), в рамках которой она уже несколько лет скупает гособлигации и ипотечные ценные бумаги, а также удерживает базовую процентную ставку на рекордно низком уровне.
С июня международная финансовая общественность пребывала в убеждении, что не позже начала осени ФРС начнет сокращать программу легких денег, по которой ежемесячно на выкуп облигаций федерального казначейства расходуется 85 млрд долл.
Летом ФРС, как теперь получается, измывалась над финансовым миром, рассказывая ему, как сильно выглядит американская экономика, как быстро она восстанавливается, как желает ФРС уже отойти в сторону со своими деньгами и лишь следить за растущей экономической мощью США.
Не тут-то было. В среду председатель ФРС Бен Бернанке заявил, что, конечно, экономика выздоравливает, но выходить из программы легких денег ФРС не собирается. Может, в октябре и начнется сокращение расходов, но скорее — в следующем году, а то как бы экономике не стало хуже.
Бен Бернанке обратил внимание, что республиканцы из Конгресса (то есть оппозиция, доминирующая в нижней палате парламента) и правительство президента Барака Обамы (демократа) так ловко решают вопрос госрасходов, что в самое ближайшее время страна окажется в бюджетном тупике. В ту же среду, когда Бернанке выступал с неожиданным заявлением, конгрессмены подтвердили намерение загнать США в бюджетный тупик: они опять заявили, что намерены отскрести от расходной части американского бюджета все финансирование, которое касается программы здравоохранения Обамы.
Бен Бернанке не пощадил и собственного авторитета, признавшись, что когда в июне он заговорил о выходе из программы легких денег, то был чересчур оптимистичен. Вышло так, что инвесторы немедленно восприняли этот сигнал, ставки по закладным и другим финансовым продуктам в ожидании удорожания денег стали расти, и возникла серьезная угроза восстановлению американской экономики. «Теперь, — объявил председатель Бернанке, — мы не станем и думать уменьшать покупки, пока не будем совершенно уверены в том, что экономика действительно растет именно так, как мы хотели бы».
Инвесторам самокритичность Бернанке понравилась: индекс Standard & Poor’s пошел вверх на 1,22%. Правительства и бизнес в Европе и Азии вздохнули с облегчением — внял, значит, Бернанке их мольбам. Рубль тоже пошел вверх.