В понедельник, 23 сентября, режиссёру Кириллу Серебренникову официально отказали в деньгах на кино про сексуальные предпочтения автора оперы «Черевички».
К. Серебренников написал на своей странице в Facebook о том, что собирается вернуть Министерству культуры 30 млн руб., выделенных на постановку фильма про русского композитора Петра Чайковского.
Министерство культуры в июне выделило на проект 30 млн руб. И фильм «Чайковский» получил финансирование Министерства культуры после того, как он был одобрен по итогам проведённой ведомством открытой презентации кинопроектов, претендующих на господдержку.
Ранее исторические фильмы были названы самым крупным блоком в списке «социально значимых» тем, приоритетных при решении о государственной поддержке.
Поэтому создатели картины уверенно рассчитывали на дополнительное финансирование проекта Фондом кино.
Государственное финансирование отечественной кинематографии осуществляется как непосредственно через Министерство культуры, так и через Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино). В 2013 г. правительство предполагало выделить на кинематографию 5,3 млрд руб., из которых 3 млрд должны были достаться Фонду, а остальные — министерству.
18 сентября Фонд кино назвал список претендентов, одобренных к получению господдержки, и проект «Чайковский» в него не попал. Правда, пока представители Фонда не обозначили причину своего воздержания, отметив лишь то, что должно состояться ещё заседание попечительного совета. Режиссёр иначе интерпретирует ситуацию.
«Сказали, что не видят зрительского потенциала», — цитирует обидчиков Серебренников. Режиссёр заметил, что перед этим в СМИ вышло несколько интервью разных деятелей культуры с размышлениями на тему сексуальной ориентации Чайковского.
«Фильм о Петре Чайковском оказался ненужным в России, — констатирует режиссёр. — Мы рассчитывали на дофинансирование проекта Фондом кино, и... денег на „Чайковского“ не дали. И вот что я думаю: мы с продюсером Сабиной Еремеевой возвращаем эти 30 млн руб. нашему государству, жаждущему развлечений и кассовых блокбастеров. Мы будем искать деньги на фильм про главного национального композитора, про Петра Ильича Чайковского, за границей нашей Родины. Не в России... Конечно, в том, что этот фильм в нашей стране не нужен, есть некая печальная ирония: Пётр Ильич в последние годы жизни был намного востребованнее в Европе и Америке, чем в России, где его „заклятый друг“ Ларош писал „кислые“ рецензии на каждую премьеру и где „культурная общественность“ увлечённо жила сплетнями про его личную жизнь, а слушая музыку, пожимала плечами — мол, нет в ней ничего особенного, вот Мусоргский был гений, а этот...»
Стоит заметить, что фильм «Чайковский» задумывался до того, как в России был введён федеральный запрет на так называемую пропаганду «нетрадиционной сексуальной ориентации». Одновременно прошли общественные кампании против «засилья гомопропаганды» в театре, кино, литературе и на телевидении. В 2012 г. Серебренников рассказывал, что спорил с чиновниками, недоумевающими, как можно делать картину о «гомосексуалисте, который плохо кончил».
Ведомство министра культуры Владимира Мединского между тем утверждает, что никаких официальных отказов от продюсеров фильма не получало и речи о каком-то ином финансировании проекта пока и не идёт.
Но в интервью агентству «Интерфакс» Владимир Мединский всё же заявил, что «нет никаких доказательств, что Чайковский был гомосексуалистом». По его словам, фильм надо снимать о том, что Чайковский был гением, а не «о слухах вокруг его биографии».
Мединский высказался и от имени Серебренникова: «Фильм, как считает творческая команда, надо снимать именно о гении Чайковского, а не о слухах вокруг его биографии». Действительно, в начале сентября Серебренников заявил в интервью «Известиям», что, хотя считает признание гомосексуальности композитора Петра Чайковского важным моментом в понимании его таланта и вдохновения, но выступает против того, чтобы заострять внимание исключительно на тех или иных аспектах бытовой и сексуальной жизни великого русского музыканта. Поэтому в сценарии «...нет мата, нет порно, он вполне подойдёт для категории 0+».
Таким образом, взгляды Мединского и Серебренникова на гомосексуальность Чайковского противоположны, но на воплощение творческого замысла Серебренникова это, по мнению Мединского, повлиять не должно.
Гомосексуальность композитора Петра Чайковского, назвал «легендой, в которую верят все окружающие» и российский сценарист и прозаик Юрий Арабов – соавтор сценария. По его словам, «сценарий "Чайковского" прошёл пять вариантов, и в последнем нет никакого гомосексуализма, он абсолютно не об этом». Арабов вообще полагает, что «эта область (гомосексуальность – Gay.Ru) находится вне сферы искусства».
Горячие противники самой гипотезы о гомосексуальности великого композитора приводят в доказательство порочности замысла создателей фильма фрагмент интервью с продюсером фильмов Серебренникова, Сабиной Еремеевой: «Это будет международный проект на английском языке, главную роль должен исполнять голливудский актер звёздного масштаба.
Та сторона жизни Чайковского, которая долгое время скрывалась от публики – в старом фильме с Иннокентием Смоктуновским об этом ни намёка – будет показана в вашей картине?
– Мы живём в иное время, чем тогда, когда снимали ту картину. Поэтому ничего не будем скрывать. Но и ничего не будем педалировать.
– А версия его гибели, будто он сам отравился, чтобы избежать огласки...
– Мы как раз о последних днях его и снимаем, и эта история у нас фигурирует. И все его терзания, пороки и гениальность – всё будет освещено. Смешно, конечно, снимать фильм, утаивая какие-то детали, ведь мы сегодня находимся в совершенно открытой зоне. Но смешно и всё строить на этих деталях. Кирилл хохотал, когда купил в Берлине книгу, называвшуюся «Чайковский – самый известный в мире русский гомосексуалист и композитор». Да, это очень значимая часть его личности, ведь склонность к однополой любви как-то сублимировалась в творчестве. Но мы будем делать фильм не о физиологии, а о духовной жизни человека».
О чём снимет свой фильм Кирилл Серебренников, мы увидим уже после завершения дискуссии вокруг финансирования проекта «Чайковский». Пока же доверимся президенту Путину, который в недавнем интервью Первому каналу отметил: «Вот говорят, что Петр Ильич Чайковский был гомосексуалистом. Правда, мы любим его не за это, но он был великий музыкант, и мы все любим его музыку». И дальше заверил, что «работает с такими людьми» (представителями ЛГБТ-сообщества. – РИА Новости). «Я их иногда награждаю государственными медалями и орденами за их достижения в тех или иных сферах, – рассказал тогда Владимир Путин. – У нас абсолютно нормальные отношения, и я не вижу здесь ничего особенного. Ну и что? Не надо делать из мухи слона, ничего страшного здесь, у нас в стране, и ужасного не происходит».