Сегмент продаж строительных товаров в России будет развиваться быстрее розничного рынка торговли в целом. Такой вывод содержится в материалах исследовательского агентства INFOLine.
Как пояснили эксперты, в 2012 г. было построено и сдано рекордное количество квартир — 826 000, в I квартале текущего года — еще 126 000, а в планах россиян, согласно опросам, среди крупных трат на первом месте ремонт в квартире.
После кризиса в потребительской модели поведения произошел существенный сдвиг, который может сохраниться и в будущем. Ремонт и улучшение жилищных условий стали одними из самых популярных запланированных инвестиций. По результатам опроса ВЦИОМ, среди крупных трат, которые россияне совершили в 2012 г., лидирует ремонт в квартире: расходы на строительные материалы и товары для ремонта были у 12%. В новом году в топе потребительских планов у россиян также ремонт (20%), в то время как всего 16% планируют траты на туристическую поездку, и только 1 из 10% планирует приобретение автомобиля.
По данным INFOLine, объем розничных и оптово-розничных продаж сегмента стройтоваров в 2012 г. превысил 900 млрд руб. По прогнозам аналитиков, к концу текущего года этот показатель достигнет 1020 млрд руб., а к началу 2017 г. превысит 1400 млрд руб.
Одна из предпосылок положительной динамики — потенциал для роста доли ипотеки в кредитном портфеле граждан. На текущий момент, по словам гендиректора INFOLine Ивана Федякова, этот показатель составляет в России всего 25% — намного меньше, чем на Западе. Низкий уровень доступности ипотеки является негативным фактором с точки зрения спроса на жилье, но, с другой стороны, свидетельствует о большом потенциале для его роста в случае снижения ипотечных ставок.
«Учитывая, что цены на жилье остаются крайне высокими, без активного развития ипотеки в ряде регионов будут возникать проблемы с реализацией построенного жилья», — отметил эксперт. В то же время высокая маржинальность в строительном секторе и низкий уровень задолженности населения по ипотечным кредитам позволят прогнозировать сохранение спроса и объема жилищного строительства как минимум в ближайшие 3—5 лет. При этом объем потребления строительных материалов и товаров для ремонта на первичном рынке будет расти в физическом и денежном выражении, полагает И. Федяков.
Однако надо учитывать, что развитие строительно-ремонтного ретейла будет происходить на фоне ужесточения конкуренции, развития новых форматов торговли, в том числе и дистанционной, изменения потребительских предпочтений. Например, в строительстве наблюдается устойчивая тенденция увеличения предложения квартир с отделкой. Существенное влияние на структуру спроса на строительные и отделочные материалы оказывает также и объем загородного домостроения, который пока не вышел на докризисный уровень.
Интересные изменения произошли и в структуре продаж строительных материалов по видам торговых предприятий — на современные форматы розничной торговли сегодня приходится до 70% рынка товаров для ремонта. По словам И. Федякова, для РФ это высочайший показатель, ведь в отличие, например, от США, где люди традиционно покупали строительные материалы в «бигбоксах» — магазинах-складах, которые позднее трансформировались в гипермаркеты, россияне приобретали строительно-отделочные товары на рынках.