Решения об изъятии земельных участков, которые находятся в постоянном (бессрочном) пользовании государственных и муниципальных предприятий и учреждений, уполномочены принимать соответственно государственные органы исполнительной власти или местного самоуправления. С 1 января вступит в силу порядок принятия таких решений, а пока они будут приниматься в привычном судебном «режиме».
Не так давно, 6 сентября, вступили в силу поправки в Земельный кодекс, которыми предусмотрен облегченный, внесудебный порядок изъятия земельных участков у государственных или муниципальных учреждений и казенных предприятий (кроме государственных академий наук и созданных ими или подведомственных им ГУПов) при нецелевом использовании таких участков (Федеральный закон от 07.06.2013 № 123-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона „О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“»). Эти же правила распространяются и на федеральные государственные, государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым земля была предоставлена в постоянное бессрочное пользование до введения в действие Земельного кодекса РФ (п. 24 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Порядок принятия решений об изъятии земельных участков у вышеназванных субъектов утвержден постановлением Правительства РФ от 18.09.2013 № 821 «Об утверждении Правил принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании» (далее — постановление № 821), которое вступит в силу только с 1 января следующего года. До вступления в силу этого документа решения об изъятии принимаются в судебном порядке.
Виды нецелевого использования земельных участков, которые могут стать основанием для их принудительного изъятия, установлены в ЗК РФ, и их перечень является исчерпывающим. К таким видам относятся:
- использование земельного участка с грубым нарушением правил рационального использования земли, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
- порча земель;
- невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв;
- невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
- неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (подп. 1 п. 2 ст. 45 ЗК РФ).
В настоящее время (с 6 сентября, как было сказано выше) решения о принудительном изъятии земли, принадлежащей предприятиям и учреждениям на праве постоянного (бессрочного) использования), в случае ее нецелевого использования принимаются судом на основании требования органа государственной или муниципальной власти об изъятии такого участка. Но сперва землепользователю или землевладельцу по итогам мероприятий государственного земельного надзора органы Росреестра выдают предписания об устранении в определенный срок выявленных нарушений в виде нецелевого использования земли. Если это предписание не будет выполнено, то орган Росреестра направляет копию акта проверки и копию предписания в государственный орган исполнительной власти или муниципальный орган, которые затем и обращаются в суд.
Федеральным законом от 07.06.2013 № 123-ФЗ был введен внесудебный порядок изъятия земли при ее нецелевом использовании у отдельных субъектов — государственных и муниципальных учреждений и казенных предприятий. Но для того, чтобы этот порядок заработал на практике, правительству необходимо было утвердить правила принятия решений об изъятии и требования к ним. Эти правила содержатся как раз в новом постановлении № 821.
Так, со следующего года решения об изъятии будут приниматься Министерством обороны или Управлением делами Президента РФ в отношении подведомственных им предприятий или учреждений, а в отношении иных субъектов — Росимуществом. Основанием для принятия такого решения, как и для представления требования об изъятии в судебном порядке, являются копии предписания об устранении нарушений требований земельного законодательства, а также акт проверки выполнения землепользователем данного предписания, иные связанные с проверкой документы, представленные органами Росреестра. Решение об изъятии земельного участка принимается в двухмесячный срок с момента поступления перечисленных документов в уполномоченный орган, и в течение семи рабочих дней после принятия решения данный орган обязан направить копию решения по почте в адрес предприятия (учреждения), у которого изымается земля, а также в орган государственной или муниципальной власти, в ведении которого такое предприятие (учреждение) находится.
В решении должны содержаться основания для изъятия земельного участка, наименование лица, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком которого подлежит прекращению, а также кадастровый номер и площадь земельного участка, подлежащего изъятию.