Проект нового закона о нотариате представлен на общественный суд

| статьи | печать

На портале www.regulation.gov.ru размещен текст законопроекта о нотариате, который должен будет заменить уже морально устаревшие Основы законодательства о нотариате 1993 г. Сами нотариусы к проекту относятся скептически, что неудивительно: в нем предлагается узаконить полную ответственность нотариусов за причинение имущественного вреда организациям и гражданам в результате совершения нотариальных действий, а также требования к страхованию профессиональных рисков.

Минюст России по поручению Дмитрия Медведева и во исполнение государственной программы «Юстиция» (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.04.2013 № 517-р) подготовил три законопроекта, призванных реформировать регулирование нотариальной деятельности. Главный из них — проект федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (далее — проект, законопроект). Его текст размещен на портале www.regulation.gov.ru, свои замечания к нему можно направлять до 1 ­ноября на элект­ронную почту pr@minjust.ru. Предполагается, что законопроект после его превращения в закон заменит ныне действующие Основы законодательства РФ о нотариате (утв. постановлением ВС РФ 11.02.93 № 4462-1 (далее — Основы)).

В законопроекте нотариат назван профессиональным сообществом, выполняющим публично-правовые функции, но не входящим в систему органов власти. Расширяется понятийный аппарат, использующийся в Основах. В частности, дается определение понятия нотариального акта как документа, удостоверенного, выданного или засвидетельствованного нотариусом, иным специально уполномоченным лицом и внесенного в реестр нотариальных действий. Кроме того, закрепляются презумпция законности и достоверности, а также обязательность нотариальных актов для принятия всеми органами власти, гражданами и организациями. В некоторых случаях нотариальный акт также будет признаваться исполнительным документом.

Совершению нотариальных актов в проекте отведено две главы. В одной из них регламентированы содержание нотариального акта, исправление допущенных в нем описок и арифметических ошибок, порядок его подписания. Причем электронный нотариальный акт заявитель может подписать своей ЭЦП. Здесь же определено понятие нотариальной надписи как удостоверительной надписи, надписи о свидетельствовании или отметки на документе, придающей ­­представляемому за­явителем ­­документу силы нотариального акта. Надписи могут совершаться и в электронной форме на электронных документах. Свидетельства, выдаваемые нотариусами, проект также относит к нотариальным актам.

В другой главе содержатся положения о юридической силе нотариального акта, которую он приобретает с момента совершения, количество экземпляров, которое в любом случае увеличивается на один для нотариального архивного фонда. При расхождении в содержании экземпляров приоритет будет отдаваться хранящемуся именно там. Минюст России может предусмотреть хранение нотариального акта в электронной форме, подписанного квалифицированной ЭЦП.

Компетенция нотариусов может заменить статусы государственного и частного нотариуса

Сегодня обратиться за совершением нотариальных действий можно к любому нотариусу или уполномоченному должностному лицу, за исключением некоторых случаев, предусмот­ренных в законе. Например, получить свидетельство о праве на наследство можно только у государственного нотариуса, а удостоверение сделки по отчуждению недвижимого имущества производится по месту его нахождения и др. (ч. 5 ст. 13, ст. 39, 56 Основ).

В проекте нет разделения нотариальных действий, которые должны совершать частные или государственные нотариусы. А нотариальные действия, указанные в ст. 35 Основ как совершаемые частнопрактикующими нотариусами, будут осуществляться всеми нотариусами и иными специально уполномоченными лицами. Перечень этих действий в проекте дополнен, например, распределением нотариусом сумм, вырученных от реализации заложенного имущества, свидетельствованием равнозначности электронного документа и документа на бумажном носителе, удостоверением факта отсутствия организации в месте ее нахождения и др.

В проекте стирание границы между полномочиями частных и государственных нотариусов названо универсальной компетенцией нотариуса (иного уполномоченного лица). Реализуемые сегодня с некоторыми ограничениями и установленные в иных законах нотариальные действия были также включены в ст. 130 проекта и названы исключительной компетенцией нотариусов и иных уполномоченных лиц. Например, соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения подлежат обязательному нотариальному удостоверению и хранению у нотариуса по месту нахождения хозяйственного партнерст­ва и пр. (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 03.12.2011 № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах», ч. 2 ст. 130 проекта).

Компетенция местных властей и консульских учреждений практически без изменений перенесена из ст. 37, 38 Основ в ст. 131, 132 проекта. Отдельно оговаривается, что консулы не будут удостоверять сделки, направленные на отчуждение либо залог доли или части доли в уставном капитале ООО, созданного на территории России. А к специально уполномоченному должностному лицу местной администрации можно будет обратиться за дубликатом нотариального акта.

Сейчас государственные нотариальные конторы открываются Минюстом России или по его поручению его территориальным управлением (ст. 7 Основ). В случае принятия проекта такие конторы будут открываться субъектом РФ по предложению территориального управления Минюста России в случае признания несостоявшимся конкурса на получение статуса нотариуса.

Порядок замещения временно отсутствующего нотариуса в соответствии с проектом распространяется на всех нотариусов и прописан в отдельной статье. Кроме того, установлено, что лицо, замещающее временно отсутствующего нотариу­са, на момент его замещения должно состоять в штате нотариуса в качестве его помощника (ч. 2 ст. 39 проекта). Сейчас это не обязательное правило для частнопрактикующих нотариу­сов (п. 3 Положения о порядке замещения временно отсутствующего нотариуса, занимающегося частной практикой, утв. решением Правления ФНП от 10.12.2008).

Лицо приступает к исполнению обязанностей по замещению временно отсутствующего нотариуса после внесения соответствующей записи в реестр передачи полномочий нотариуса, форма и порядок ведения которого утверждается Мин­юстом России. Такого реестра сейчас не существует, но с принятием законопроекта он появится.

При совершении нотариальных действий лицо, замещающее нотариуса, будет использовать личную печать нотариуса. В оформляемых документах слова «нотариус» заменятся словами «временно исполняющий обязанности нотариуса», факт замены отражается в удос­товерительной надписи (ч. 2 ст. 41, ч. 5 ст. 42 проекта).

Нотариусам грозит полная имущественная ответственность за причинение вреда

В действующих Основах предусмотрена обязательность страхования ответственности частных нотариусов (ст. 18 Основ). Новеллой законопроекта стала полная имущественная ответственность нотариусов за причинение вреда при осуществлении нотариальной деятельности. Это положение должно будет распространяться и на государственных нотариусов, которые при недостаточности бюджетных средств будут привлекаться к субсидиарной ответственности.

Несмотря на то что объектом страхования по-прежнему являются имущественные интересы, связанные с риском ответственности за причиненный нотариу­сом в результате его действий (бездействия) вред, сам договор называется договором страхования риска профессиональной ответственности нотариуса (далее — договор страхования).

Проект предусматривает неограниченное количество страховых случаев, покрываемых договором страхования, в пределах срока его действия и запрет на установление лимита выплаты страхового возмещения (франшизы) по страховым случаям в пределах страховой суммы. Заключать договор страхования необходимо будет со страховщиком, имеющим собственный капитал не менее 1 млрд руб. Минимальную страховую сумму предлагают увеличить с 2 млн до 5 млн руб. для всех нотариусов и для всех видов их деятельности, а не только для удостоверения договоров ипотеки частными нотариусами, как это есть сейчас (п. 1 ч. 6, ч. 7 ст. 18 Основ).

Хуже всего придется нотариу­сам сельских поселений, поскольку для них такая сумма возрастет в три раза с принятием законопроекта, а пока она равна 1,5 млн руб. (п. 2 ч. 6 ст. 18 Основ).

В возмещении ущерба, вероятно, будут задействованы еще и нотариальные палаты субъектов РФ, которых планируют обязать заключить договор коллективного страхования риска профессиональной ответственности нотариусов — членов данных нотариальных палат. Страховая сумма по таким договорам должна будет определяться из расчета не менее одного размера среднего дохода нотариуса в конкретном субъекте РФ за год нотариальной деятельности, предшествовавший году, в течение которого заключается договор страхования, на каждого нотариуса. Выплату страхового возмещения планируют производить при наступлении страхового случая и недостаточности возмещения по индивидуальному договору страхования для удовлетворения требований потерпевшего. На случай недостаточности средств нотариальной палаты субъекта Федеральная нотариальная палата учредит еще и Гарантийную кассу нотариата — самостоятельную организацию, имущество которой будет формироваться за счет целевых взносов.

Государственная финансовая поддержка в части возмещения причиненного нотариусами вреда в законопроекте не преду­смотрена, как и ответственность специально уполномоченных лиц.

У нотариусов может появиться возрастной ценз — 25 лет

Основы не устанавливают минимального и предельного возраста для работы нотариусом. В законопроекте же претенденты на данную должность, помимо существующих требований, должны иметь возраст 25—65 лет. Претендент также должен иметь юридическое образование с квалификацией (степенью) «специалист», «магистр», полученной в имеющем государственную аккредитацию вузе, и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. Бакалавры нотариусами стать не смогут.

Лицензию на право осуществ­ления нотариальной деятельности предлагается заменить квалификационным свидетельством. Причем уже полученные лицензии останутся действительными, а производить их замену на свидетельства планируется постепенно, по мере изменения сведений в имеющихся лицензиях. Мин­юст и его территориальные органы будут вести и размещать на своих сайтах реестры нотариусов РФ и субъекта РФ соответственно. Такие реестры придут на смену привычным реестрам государственных и частных нотариальных контор. Лицо, соответствующее вышеуказанным требованиям и наделенное по результатам стажировки, экзамена и конкурса статусом нотариуса на основании соответствующего приказа, будет внесено в реестр нотариусов РФ.

С момента внесения нотариу­са в реестр нотариусов РФ он становится членом нотариальной палаты (ч. 1 ст. 81 проекта). Ее статус в проекте определен как особая форма негосударственной некоммерческой организации, сочетающей в себе практически статус органа власти с принципами самоорганизации и самоуправления. Последнее и осуществляет Федеральная нотариальная палата (далее — ФНП) по отношению к нотариальным палатам, которые являются ее членами. На один субъект РФ полагается одна нотариальная палата.

В проекте подробно расписаны полномочия нотариальной палаты, ее высшего органа — собрания ее членов, и иных органов — правления и президента.

Если сейчас размер членских взносов полностью определяет высший орган нотариальной палаты, то в проекте закрепляется минимальный членский взнос, который должен внести каждый нотариус (ст. 27 Основ и п. 1 ч. 3 ст. 88 проекта). Этот взнос не должен быть менее 5% дохода нотариуса, полученного от нотариальной деятельности. Такая же ситуация и с размером членского взноса в ФНП, только он будет равен 1,25 % от дохода нотариальной палаты субъекта РФ (ч. 2 ст. 103 проекта).

Если сейчас контроль за государственными и частными нотариусами осуществляют Минюст России и нотариальные палаты соответственно, то с принятием проекта эта четкая грань между полномочиями будет стерта. Проверки поделятся на плановые и внеплановые. Первые будут проводиться нотариальными палатами, а вторые — территориальными управлениями Минюста России. В проекте рег­ламентирован порядок проведения проверки и контроля за дея­тельностью нотариуса и иных специальных должностных лиц, например консульских учреждений, в Основах таких положений сейчас нет.

Количество нотариусов в нотариальном округе определяется субъектом РФ, как правило, не чаще одного раза в год с учетом численности населения и иных требований порядка, утв. приказом Минюста России от 26.11.2008 № 275. В каждом округе должно быть не менее одного нотариуса. В рамках реализации одного из положений упомянутой программы «Юстиция» планируется увеличить количество нотариусов. В соответствии с проектом один нотариус должен работать:

  • для 12 000 человек, а не 15 000, как сейчас, в Москве и Санкт-Петербурге;
  • 15 000 человек, а не 20 000—25 000 человек в городских поселениях;
  • 17 000 человек, а не 25 000—30 000 человек в муниципальных районах, кроме городских поселений.

Создатели проекта позаботились об организации нотариальной деятельности в труднодоступных и малонаселенных местностях. При недостаточности самофинансирования нотариус может обратиться за материальной помощью в нотариальную палату или Федеральную нотариальную палату. Последняя и определит порядок и методику расчета такой помощи совместно с управлением Минюста России. В крайнем случае возможен выезд нотариуса из соседнего округа для совершения нотариальных действий.

Нотариальное производство и электронный документооборот получат подробную регламентацию

В проекте установлен порядок нотариального производства, указаны его участники:

  • заявитель (лицо, обратившееся за совершением нотариального действия);
  • свидетель, переводчик, специалист (технический, например);
  • эксперт;
  • рукоприкладчик (лицо, по уважительным причинам подписавшее документ вместо заявителя).

Предусмотрена также возможность заявления самоотвода нотариусом, ведения им в письменной или электронной форме протокола нотариального действия по просьбе заявителя. Протокол подписывается ЭЦП нотариуса. После подписания изменения в протокол не вносятся. Также может производиться аудио- или видеозапись, о чем в тексте нотариального акта делается отметка.

Проект содержит положения о порядке вынесения постановлений о возбуждении, отложении или приостановлении нотариального производства, самоотводе, отказе в совершении нотариального действия, прекращении нотариального производства. Причем выбор между письменной или устной формой такого постановления зависит от формы обращения заявителя. К нотариальным актам такое постановление разработчики не относят. Правда, пока нет обязательности составления постановления. Оно должно быть вынесено по инициативе заявителя или совершающего действие лица. В случае вынесения постановления об отложении, приостановлении нотариальных действий заявитель должен получить его максимум через три дня после обращения, а постановление об отказе в совершении нотариальных действий — максимум через десять дней со дня выявления послуживших основанием для отказа обстоятельств (каких дней — в проекте не сказано).

При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заявители возмещают ему фактические транспортные расходы, связанные с наследованием имущества расходы возмещаются за его счет, а расходы, связанные с использованием технических средств для передачи заявлений, оплачивает лицо, по просьбе которого совершается нотариальное действие (ч. 5 ст. 22, ч. 2 ст. 67, ст. 69 Основ). В проекте видов подобных издержек стало больше. Среди них, например, расходы за предоставление органами власти или организациями необходимых сведений и документов, за регистрацию органами власти юридически значимых действий, связанных с признанием основанных на нотариальном акте, за услуги переводчика, эксперта и пр. Все эти расходы планируют относить на счет заявителя или взимать с него наличными.

Проектом закрепляется обязанность органов власти, организаций и граждан предоставления необходимых для совершения нотариальных действий сведений в срок не позднее десяти дней с момента получения требования об их предоставлении. Неясно, правда, какие дни — рабочие или календарные имеются в виду. Электронный документ при этом подписывается усиленной ЭЦП.

Действующим приказом Мин­юста России от 24.07.2013 № 123 утвержден перечень сведений, подлежащих внесению в единую информационную систему нотариата. Кстати, этот приказ был подготовлен в соответствии со ст. 34.2 Основ, которая должна начать действовать только с 1 июля следующего года, как и вся новая глава VII.1 Основ (ст. 4 Федерального закона от 02.10.2012 № 166-ФЗ).

В проекте также содержатся несколько схожих положений о единой информационной системе нотариата.

Целый раздел проекта посвящен совершению отдельных видов нотариальных действий, алгоритм для каждого из них определен очень подробно. Хотелось бы отметить, что нотариусы при их совершении активно будут использовать электронный документооборот, что не может не радовать, поскольку это ускорит получение необходимых документов от нотариуса.

Например, при удостоверении сделок с недвижимым имуществом нотариус наделен правом удаленного доступа к элект­ронным базам регистрирующих органов. Возможен осмотр письменных и вещественных доказательств, в том числе размещенных в Интернете, и пр. Но предусмотрено и то, что в подтверждение факта удостоверения сделок, совершенных путем составления электронных документов, по просьбе стороны может быть выдано привычное бумажное свидетельство.

Планируется свидетельствование нотариусами и иными уполномоченными лицами подлинности подписи в электронном документе. Он также подписывается в присутствии указанных лиц.

Для реализации проекта планируют поправить два кодекса

Принятие законопроекта будет сопровождаться одновременной отменой ряда федеральных законов и иных нормативных актов, среди которых, конечно, Основы и постановление ВС РФ от 11.02.93 № 4463-1.

Разработчики планируют внести также поправки в НК РФ, исключив положения об уплате госпошлины за совершение нотариальных действий (проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации»), поскольку основной законопроект устанавливает общие правила определения и уплаты единых тарифов за совершение нотариальных действий с передачей полномочий по их установлению Правительству РФ.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона „О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации“» планируется внести поправки в ГК РФ. В частности, предлагается дополнить ГК РФ ст. 327.1 «Исполнение денежных обязательств, основанных на нотариально удостоверенной сделке». Такое исполнение может быть осуществлено должником путем внесения на счет-эскроу нотариуса, открытый в уполномоченном банке, всех подлежащих уплате кредитору по сделке денежных сумм, а также иных сумм, подлежащих уплате должником в связи с ее заключением и исполнением, включая уплату третьим лицам. Из внесенных сумм нотариус уже сам рассчитается с кредиторами. Сюда же могут внести положение об имущественной ответственности за полное и своевременное осуществление расчетов.

Последним проектом преду­смотрено внесение изменений и в иные законы. Это поможет обеспечить нотариусам полноценный и непосредственный доступ к официальным источникам юридически значимой информации о зарегистрированных правах и (или) обременениях и иных юридических фактах, устанавливаемых бесспорным образом в ходе нотариального удостоверения или свидетельствования. Кроме того, такие поправки способствуют упрощению и ускорению процедуры государственной регистрации прав, основанных на нотариальном акте, включая, в частности, сокращение до трех дней максимального срока для такой регистрации.

Комментарий

Елена Мокробородова, нотариус г. Москвы: «Нотариусам за пределами городов-миллионников не хватит денег на оплату обязательной страховки»

При ознакомлении с текстом законопроекта становится понятно, что в его подготовке нотариусы не участвовали. Например, в проекте смешиваются понятия «нотариальное производство» и «совершение нотариального действия». По каждому нотариальному действию нотариусы по запросу должны будут выносить постановления о начале нотариального производства, о приостановлении, об окончании производства и др. Представим себе человека, который пришел просто заверить копию документа.

­ Нотариус должен не просто сверить копию с оригиналом, произвести запись в реестре и заверить копию, а при наличии запроса вынести одно или несколько постановлений о начале нотариального производства (составить, напечатать, согласовать с клиентом, зарегистрировать), потом заверить копию и опять вынести постановление об окончании нотариального производства. Такая процедура отнимет массу времени и вынудит нотариуса составлять и хранить ненужную макулатуру.

Проектом также предлагается увеличение размера страхования профессиональной ответственности нотариусов до размера двух годовых доходов нотариальной конторы. При таких требованиях сельские нотариусы и нотариусы за пределами городов-миллионников просто закроются, им не хватит денег на оплату обязательной страховки при полном отсутствии нотариальных действий, которые требуют дополнительного страхования ответственности.

А кто из частнопрактикующих специалистов, кроме нотариусов, обязан предоставлять льготы по уплате тарифа за свои услуги в виде освобождения от оплаты в размере 50, или даже 100% без какой либо компенсации? Государство, по сути, планирует гарантировать предоставление гражданам льгот, но не за свой счет, а за счет таких же граждан.