В понедельник, 30 сентября, правительство внесло в Госдуму проект федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015—2016 гг. Ряд экспертов полагают, что на этот раз главный финансовый документ страны фактически не нацелен на развитие, напротив — сохраняет начавшуюся стагнацию.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Госдума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 60 дней в трех чтениях. Планируется, что доходы федерального бюджета в 2014 г. составят 13,569 трлн руб., или 18,5% ВВП, в 2015 году — 14,545 трлн руб., или 18,3% ВВП, в 2016 г. — 15,906 трлн руб., или 18,3% ВВП. Расходы федерального бюджета в 2014 г. составят 13,960 трлн руб., или 19% ВВП, в 2015 году — 15,361 трлн руб., или 19,3% ВВП, в 2016 г. — 16,391 трлн руб., или 18,9% ВВП. Дефицит бюджета в 2014 г. планируется на уровне 391,4 млрд руб., или 0,5% ВВП, в 2015 году — 817 млрд руб., или 1% ВВП, в 2016 г. — 485,8 млрд руб., или 0,6% ВВП.
Экс-министр финансов Алексей Кудрин считает проект бюджета РФ на 2014—2016 гг. «самым противоречивым за многие годы» документом. По его словам, писался этот проект не с настроем на будущее и сохраняет начатую стагнацию. «Я уже называл этот проект (бюджета) самым противоречивым за многие годы. Растут две статьи — статья «обороны» и статья «госдолга», а падают образование и здравоохранение <…> Поэтому говорить, что этот бюджет настроен на будущее не приходится, — говорит А. Кудрин. — Мы проедаем и теряем будущее… Это сохраняет начатую стагнацию и при любом неблагоприятном толчке извне у нас может начаться кризис».
Эксперты Центра развития НИУ ВШЭ сделали такой вывод после анализа документа: ухудшение макропрогноза улучшает прогноз доходов федерального бюджета. Такой результат обусловлен ростом нефтегазовых доходов вследствие роста ставок по НДПИ на нефть (из-за июльских изменений Налогового кодекса), который перевешивает все негативные факторы, в том числе и снижение ВВП. Расходы федерального бюджета в 2014 и 2015 гг. также оказались больше, чем в июльском варианте ОНБП. Поэтому решение правительства «секвестировать» бюджет не связано ни с ухудшением прогнозных макропоказателей, ни с сокращением доходов и расходов бюджета.
Аналитики из Центра развития отмечают, что сокращаются расходы на управление, на денежное довольствие военнослужащих, прокуроров и судей, субсидии бюджетным и автономным учреждениям (5% секвестр) и на период после 2016 г. передвигается часть расходов на оборону. В результате в 2014 г. возникали «свободные» ресурсы в размере 240 млрд рублей. Куда же они пошли? Увеличились расходы на развитие Дальнего Востока и Забайкалья, денежное содержание прокурорских работников (которое было сокращено), созданы резервы для решения задач, поставленных в указах президента от 7 мая прошлого года и реагирования на ситуацию в экономике в 2014 г. Но собственные доходы консолидированных бюджетов регионов существенно снижены по сравнению с июлем (что неудивительно при снижении прогноза по прибыли и заработной плате). Снижаются и расходы региональных бюджетов. В 2014 г. это снижение составляет более 300 млрд руб., федеральный бюджет компенсирует потери регионов в доходах в крайне незначительной степени. Как регионы будут исполнять указы президента — остается загадкой, заключают эксперты.
Основные макроэкономические показатели в соответствии с прогнозами Минэкономразвития от апреля и сентября 2013 г., млрд руб.
Показатель |
апр. 13 2013 |
сен. 13 |
апр. 13 2014 |
сен. 13 |
апр. 13 2015 |
сен. 13 |
апр. 13 2016 |
сен. 13 |
ВВП |
67519 |
67588 |
73921 |
73315 |
81940 |
79660 |
91205 |
86837 |
темп роста, в % к пред. году |
102,4 |
101,8 |
103,7 |
103 |
104,1 |
103,1 |
104,2 |
103,3 |
Инвестиции в основной капитал |
13912 |
13661 |
15688 |
14933 |
17872 |
16577 |
20489 |
18475 |
темп роста, в % к пред. году |
104,6 |
102,5 |
106,6 |
103,9 |
107,2 |
105,6 |
107,6 |
106 |
Прибыль рентабельных организаций |
12805 |
11225 |
14000 |
12735 |
15320 |
13510 |
17705 |
15135 |
Оборот розничной торговли |
23613 |
23687 |
25950 |
25818 |
28541 |
27972 |
31391 |
30383 |
Фонд заработной платы, всего |
16559 |
16470 |
18283 |
18017 |
20268 |
19464 |
22491 |
21122 |
Источник: Минфин России