Эволюция терминологии
В динамичные нулевые популярными были дискуссии о стратегии опережающего развития. Не менее упорно обсуждались варианты догоняющего развития. В годы кризиса пафос поубавился. После краткого посткризисного всплеска экономической активности министры и высокопоставленные чиновники (Андрей Белоусов и Алексей Улюкаев), профессионалы-экономисты спорят теперь о том, наступила или нет рецессия в российской экономике, началась или насколько вероятен последующий переход в стагнацию.
В Центре развития ВШЭ считают, что стагнация продолжается, но резкое падение российского ВВП, начавшееся весной, приостановилось, а короткая рецессия, возможно, закончилась («Финмаркет», 25 сентября 2013 г.).
Алексей Кудрин, ещё недавно «лучший министр финансов», в кулуарах международного дискуссионного клуба «Валдай» заметил, что «нулевые темпы роста и отрицательные инвестиции — это скорее признаки кризиса. Пока это ещё не кризис. Но при неблагоприятных внешних условиях это может обернуться кризисом» (РИА «Новости», 24 сентября 2013 г).
Любое развитие противоречиво. Но столь крутые виражи в отечественной экономике, когда, словно на «американских горках», в течение короткого времени за быстрыми подъемами следуют затяжные спады, — безусловный повод к непредвзятому анализу.
Согласно отчету экспертов международного рейтингового агентства Standard & Poor's, экономический рост в РФ замедляется не только под влиянием неблагоприятных воздействий мировой экономики, но и в силу исчерпания российской экономикой потенциала существующей модели роста. «Перед страной стоит трудный вопрос: каким образом она может противостоять замедлению темпов роста при ослаблении поддерживающего фактора — растущих цен на сырьевые товары», — заключают аналитики. (NEWSru.com/Экономика, 26 сентября 2013 г.).
Всемирный банк предложил своё объяснение («Финмаркет», 18 сентября 2013 г.). Внешние обстоятельства действительно оказывают существенное влияние на рост российского ВВП — он намного волатильней, чем в сопоставимых экономиках. При этом, как известно, зависимость России от доходов от экспорта полезных ископаемых значительно выросла за последнее десятилетие.
Информация к размышлению
Большая часть российского ВВП приходится на несколько секторов. Если разделить все отрасли экономики на децили по доходам, то на нижний дециль придётся 0,6% общего объёма производства, в то время как на верхний — 80%, которые производят всего 10% российских компаний. Уровень концентрации внутри секторов ещё более примечателен. В обрабатывающем секторе доля операционных доходов нижнего дециля фирм составляет всего 0,06%, а доля верхнего квартиля — 94,7%. Очевидно, что сложившаяся ситуация мешает бизнесу нормально развиваться (там же).
Одновременно росла степень монополизации, и, по мнению специалистов ВБ, российская экономика стала даже менее диверсифицированной, чем экономика СССР. Обратим внимание, что в структуре ВВП не только повысилась ресурсная доля — фактически сократилась высокотехнологичная. Но с подобными показателями вхождение в постиндустриальную фазу развития более чем проблематично.
Информация к размышлению
Профессор экономики университета Нью-Йорка Нуриэль Рубини, предсказавший кризис 2008 г., считает, что «сырьевой суперцикл», скорее всего, закончился. Н Рубини предположил, что цены на большинство видов сырья следующие пару лет скорее будут опускаться, чем расти. В основном это следствие замедления темпов экономического роста в Китае, а также ожидаемого сворачивания стимулирующих программ ФРС США («Финмаркет», 24 сентября 2013 г.).
Среди причин уязвимости и нестабильности российской экономики, кроме привычной ссылки на неудовлетворительный инвестиционный климат, ВБ называет следующие (рис. 1):
— высокая концентрация производства при резком изменении мировых цен на нефть ведёт к гигантскому спаду ВВП в результате колебаний объёмов производства в доминирующих отраслях, что неизбежно задевает другие отрасли (вспомним падение российского ВВП в 2009 г. на 7,8%);
— высокий коэффициент «смертности» молодых компаний: средний размер фирм в России, измеренный по годовому доходу и размеру штата, намного больше, чем средний размер компаний в остальных странах;
— новые компании не приживаются вне зависимости от уровня их эффективности, и даже крупные фирмы не растут такими же темпами, как аналогичные производители в других частях мира. После нескольких лет существования на Западе компании начинают нанимать людей и увеличивать продажи. В российских компаниях штаты сотрудников и объёмы продаж меньше, чем у компаний того же возраста в других странах;
— даже эффективные компании не получают достаточно ресурсов, и рост фирм замедляется. Это противоречит мировой практике сбалансированно функционирующих экономик — эффективно распределять ресурсы между самыми производительными предприятиями независимо от их размера и возраста.
Понятно, что основная масса отечественных компаний выживает, и им не до развития — опережающего или хотя бы догоняющего. Но если нет развития — наступает застой, начинается деградация с последующим неизбежным спадом промышленного производства, что раньше или позже неизбежно заденет остальные жизненно важные сферы.
Когда забуксовала экономическая модернизация, правильно заговорили о всесторонней модернизации, справедливо расширив первоначально узко понятое (кем?) понятие до его объективного определения. Однако дальше разговоров дело не пошло. Теперь термин «модернизация» почти забыт — и не в ходу, и не на слуху. Но когда в системе нет отклика, сигнал не доходит или не воспринимается, или и то и другое.
Когда в товарищах согласья нет
Похоже, нашему случаю соответствует наиболее «тяжёлый» третий вариант. Причём если с воздействием внешней среды — мирового рынка — более или менее понятно и даже прогнозируемо, то с внутренними факторами всё далеко не так просто.
С одной стороны, в России отсутствует цельная и обоснованная общенациональная Стратегия, чётко указывающая направление развития в рамках современной цивилизационной парадигмы, важные контуры которой уже осмысливают в странах-лидерах. У нас же бессчётное количество всевозможных концепций и основных направлений, федеральных и территориальных, отраслевых и прочих стратегий и программ играют роль сопровождения политически конъюнктурных заявлений и деклараций. Равно как бесплодные попытки придать этим процессам некую осмысленную динамику и конвертировать такие суетливые «зигзагообразные кампании» и интеллектуальные «зияющие высоты» (название книги Александра Зиновьева. — В.Т.) в нечто единое, цельное.
С другой стороны, многое из происходящего всё больше похоже на ситуацию из басни И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт, и выйдет из него не дело, только мука…».
Конечно, плюрализм мнений, борьба различных точек зрения (вплоть до противоположных), жаркие дискуссии и обсуждения необходимы и для выработки консолидированной позиции, и для принятия взвешенных решений. Но годы идут, а убедительного, уверенного поступательного движения всё нет — как ни притягивай за уши цифры, ни подгоняй факты. Зато высказываний и решений, откровенно лоббируемых и выгодных далеко не всем россиянам, противоречащих и сменяющих друг друга, останавливающих в недоумении и замешательстве самых добросовестных исполнителей — пруд пруди.
Информация к размышлению
1. Президент объявил о трёх инфраструктурных мегапроектах, призванных «расшевелить» отечественную экономику. Правительство одновременно с секвестром бюджетных расходов и заморозкой тарифов естественных монополий рассматривает соответствующие источники финансирования. При этом в 2014 г. тарифы для промпотребителей будут заморожены, в 2015 и 2016 гг. их рост составит по 5%. Тарифы для населения на газ, тепло, воду и электроэнергию в ближайшую трехлетку будут индексироваться по формуле «инфляция за предыдущий год минус 30%».
Между тем, расходы на новую ВСМ «Москва — Казань» оцениваются в 1,068 трлн руб. против первоначально заявленных 928 млрд руб., из которых 62,7% выделит государство. После запуска в 2018 г. ещё потребуются дополнительные субсидии в размере 120 млрд руб. Срок окупаемости проекта составит 19,5-39,5 года, а при отсутствии субсидий — не окупится и за 40 лет («РБК daily», 25 сентября 2013 г.).
Неслучайно экс-министр Кудрин считает, что инфраструктурные проекты, в которые предполагается инвестировать средства Фонда национального благосостояния, скорее всего, не окупятся: «Проекты, которые были представлены президентом, не просчитаны, нет обоснования окупаемости этих проектов, скорее всего, они все неокупаемы» (NEWSru.com/Экономика, 13 сентября 2013 г.). И тишина…
Кто прав? Кто считал? Где ошибка? Ответы, наконец прозвучали 27 сентября на деловом завтраке "Сбербанка" в рамках сочинского международного инвестиционного форума. Министр финансов высказался за объективное финансово-экономическое обоснование проекта ВСМ и других инфраструктурных проектов и за персональную ответственность при их реализации. Глава Минэкономразвития назвал этот проект «более рисковым», чем проект строительства ЦКАД в Московской области (NEWSru.com/Экономика, 27 сентября 2013 г.). Прозрение наступило лишь через три месяца после известного сообщения Владимира Путина на Петербургском экономическом форуме 21 июня 2013 г.
Вместо долгосрочной стратегии развития в стране всё больше долговременных по окупаемости проектов. В том же «Сколково», призванном перестроить экономику страны на инновационные рельсы, по мнению авторитетных ученых — членов Консультативного научного совета результаты, возможно, придется ждать 10 —15 лет («Газета.Ru», 7 декабря 2012 г.).
Далеко не случайно первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов отметил, что Россия «избалована» мегапроектами и необходимо притормозить темпы их создания (NEWSru.com/Экономика, 27 сентября 2013 г.).
2. В июле этого года председатель правительства Дмитрий Медведев утвердил дорожную карту, предусматривающую развитие в стране биотехнологий и генной инженерии, поощрение широкого использования внутри страны ГМО-продукции. Цель — сократить отставание России в развитии биотехнологий от стран-лидеров и снизить импортозависимость, в том числе за счёт увеличения объёмов собственного производства ГМО (www.rosbalt.ru, 23 июля 2013 г.).
Ровно через месяц Президент РФ В. Путин поручил Минпромторгу, Минсельхозу и Минздраву изучить вопрос о целесообразности введения законодательных ограничений на доступ ГМО-продукции на внутренний рынок (РИА «Новости», 22 августа 2013 г.).
Что произошло такого за 30 дней, что позиции первых лиц в проблеме оказались противоположными? Где сбалансированный подход, учитывающий рациональные моменты каждого из решений?
3. Министр финансов считает возможным ввести почасовую оплату труда для бюджетников. А министр труда Максим Топилин месяц назад на встрече министров G20 заявлял, что почасовая оплата труда в России вводиться не будет, поскольку никто не может дать гарантий сохранения количества рабочих часов со стороны работодателя: «пока мы к этому не готовы» (NEWSru.com/Экономика, 26 сентября 2013 г.). Зачем сбивать с толку общественность страны?
4. Через неделю после утверждения правительством неоднозначно воспринимаемой в обществе пенсионной формулы Минтруд отменил стимулирующий коэффициент за трудовую деятельность свыше 30 лет. Ещё одна новация — минимальный порог получения права на трудовую пенсию, составляющий 33 балла. Уплачивая взносы с одного минимального размера оплаты труда (МРОТ), придётся работать в течение 30 лет.
Возможно, доводы о том, что длительность стажа реально учтена в формуле через накапливаемые коэффициенты, и что у работников, решивших отложить возраст выхода на пенсию на пять лет, прибавка к пенсии увеличится в полтора раза, разумны. Возможно, и вторая дополнительно внесённая новация тоже обоснована и справедлива.
Но почему «вдогонку»? Неужели чиновникам и разработчикам, как плохим студентам перед экзаменом, опять не хватило «одного дня»?
5. С 2014 г. правительство намерено перекрыть на год (ранее — на два года и решение, возможно, не окончательное) поступление пенсионных накоплений граждан в НПФ и УК, обязав их перерегистрироваться в акционерные общества и войти в еще не существующую государственную систему гарантирования пенсионных накоплений (Выделено. — В.Т.). Ведь после «обнуления» накопительной части «молчунов» и вывода прочих пенсионных ресурсов в негосударственные пенсионные фонды, в которых накопительная часть сохраняется, в ВЭБе сократятся размеры таких средств, а, следовательно, возможности финансирования госпроектов. Антирыночное замораживание ресурсов НПФ оставляет 500 млрд пенсионных рублей ВЭБу («Финмаркет», 20 и 27 сентября 2013 г.). Вдогонку «решили» (проект федерального бюджета на 2014 — 2016 гг.): отправить деньги в распределительную систему текущих пенсионных выплат. Но вернутся ли они в НПФ? Президент говорит, что о конфискации и речи нет, деньги компенсируют (с планируемой индексацией 7% — В.Т.). Так ведь брать всегда легче, чем отдавать: берёшь чужое, а отдаёшь свое!
Теперь понятно, зачем «огород городили», побуждая граждан к переводу пенсионных накоплений в НПФ, тут же директивно сохраняя деньги в ВЭБе… А не Минфин ли недавно убеждал, что бюджетных денег хватит на выполнение обещаний президента?
По утверждению А. Кудрина, нынешняя пенсионная реформа закладывает стратегические риски, справиться с последствиями которых через 10—15 лет будет намного сложнее. Что касается годичного прекращения накоплений в обязательной накопительной системе — это, по его словам, неудачный шаг правительства, серьёзно ухудшающий инвестклимат (NEWSru.com/Экономика, 13 сентября и 2 октября 2013 г.). И вот уже Минфин России готовит очередные законопроекты, предусматривающие сохранение пенсионных накоплений не в ВЭБ, а в бюджете и планирует создать резерв для возврата в будущем пенсионных накоплений за 2014 год гражданам («Средства для возврата пенсионных накоплений будут зарезервированы», «Экономика и жизнь», 3 октября 2013 г. — см. здесь же). Кипит работа!?
Наконец, можно ли себе представить, чтобы менеджер, а тем более топ-менеджер компании в начале года назвал один объём продаж или размер ожидаемого дохода, а затем регулярно менял бы показатели в худшую сторону — и не на проценты, а в разы? Или что он останется на должности, если худшее действительно будет происходить?
Конечно, в отношении корпоративных менеджеров любого уровня такое невозможно. Другое дело, если это российские министры. Те в конце прошлого года прогнозировали на 2013 г. чуть ли не приток капитала, но уже весной заговорили об оттоке в 30 млрд долл., сейчас — о 70—75 млрд долл.
Правда, замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач недавно «успокоил»: продолжающийся отток капитала не грозит существенным ослаблением рубля («Финмаркет», 24 сентября 2013 г.). Но ведь не рублём единым жива отечественная экономика. Разве на ожиданиях инвесторов, ухудшении инвестклимата и инвестпланов, финансовых позиций, ситуации на внутренних рынках и прочем — это не сказывается?
По мнению Александра Широва, замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН «отток капитала – вещь неприятная, так как означает, что часть ресурсов нашей страны вывозится и инвестируется в экономику за рубежом». Но далее звучит «успокоительная» мысль о том, что «в оттоке нет ничего страшного. Это аккумулирование резервов бизнеса, которые через некоторое время могут быть инвестированы в нашу экономику. Это своеобразный резервный фонд нашего бизнеса по примеру Резервного фонда государства» — мысль, которая, однако, не греет («Финмаркет», 25 сентября 2013 г.)..
Не оптимистичны и оценки перспектив роста российского ВВП. В конце прошлого года рассуждали о реальности роста на 5%, затем сошлись на 3% с небольшим, весной опустили планку до 2,4%, теперь боремся за 1,8%, не исключено, что «просядем» до 1,5% (см. таблицу).
Таблица. Динамика изменения темпов роста российского ВВП
Годы |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 (прогноз) |
2014 (прогноз) |
Рост ВВП, % |
4,5 |
4,3 |
3,4 |
1,8 (МЭР) 1,8 (ВБ) 1,5 (МВФ) |
3,0 (МЭР) 3,0 (МВФ) 3,1 (ВБ) |
Относительно прогноза МВФ (1,5%) замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач сказал: «Наш прогноз, более высокий, если экстраполировать первое полугодие, то будет 1,5-1,6%. Пока текущая экстраполяция дает оценку ниже, но мы рассчитываем на некоторое оживление в конце года» («Финмаркет», 26 сентября 2013 г.).
А где обещанный триллион от приватизации? После нескольких корректировок контрольные цифры бюджетных поступлений уменьшены в разы: доходы бюджета от приватизации в 2013 г. составят всего 50 — 60 млрд руб. вместо запланированных 427 млрд (NEWSru.com/Экономика, 1 октября 2013 г.).
Всё происходящее словно подтверждает выводы «теории спекулятивных бизнес-циклов», движущей силой которых являются новости сами по себе: колебания делового цикла становятся лишь мыслительными операциями экономических агентов по переоценке собственных ожиданий («Финмаркет», 19 сентября 2013 г.).
В нашем случае — ожидания комментирующих министров, вроде пытающихся что-то предпринять, но, судя по результатам, скорее наблюдающих и откликающихся на последствия, а не упреждающих и активно управляющих происходящим. Не говоря уже о продуманных на перспективу действиях в соответствии со Стратегией, которой всё нет. А может, потому и нет, что в ней не нуждается принятая концепция государственного и экономического управления?
Но «что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Федеральная антимонопольная служба (ФАС) направила предостережение о недопустимости публичных прогнозов относительно роста потребительских цен на топливо и дефицита нефтепродуктов в России вице-президенту Московской топливной ассоциации (МТА) Алексею Небольсину, выступившему с прогнозом роста цен на бензин в России в 2014 г. до европейского уровня — 50 руб. за литр. Заметим, никто не пытается опровергнуть данное высказывание, главное — не «будоражить» общество раньше времени («Новые Известия», 26 сентября 2013 г.).
Информация к размышлению
На заседании правительства Медведев заявил, что сроки реализации мероприятий по дорожным картам, предусматривающим содействие бизнесу, сорваны: из 173 мероприятий исполнена в срок примерно половина, порядка 40 мероприятий в настоящее время исполняются, 52 не исполнены («Интерфакс», 23 сентября 2013 г.).
Зато как снизить дефицит бюджета (текущий и на ближайшие годы), известно хорошо и сомнений у представителей власти не вызывает. Например, залезть в карманы граждан, манипулируя социальными тарифами (не путать с назревшими мерами по оптимизации расхода населением электроэнергии, воды, газа, тепла). Шокировать общество регулярными и противоречивыми пенсионными новациями (вместо настоящей реформы), ввести новые налоги (на капремонт жилья) или изменить существующие (на имущество) и т.д.
Но не всё так плохо, полагают аналитики «Ренессанс капитала», указав четыре причины для оптимизма («Финмаркет», 23 сентября 2013 г.):
— согласно расчётам, в 1-м полугодии наблюдался существенный эффект базы, ВВП вырос на 4,5% (во 2-м полугодии прошлого года был рост 2,6%);
— Минсельхоз прогнозирует значительный урожай-2013 — 85—90 млн т зерна (больше прошлогоднего на 25%), что существенно замедлит продуктовую и обычную инфляцию;
— ЦБ, вероятно, в IV квартале запустит цикл снижения инфляции, эффект будет заметен в I квартале 2014 г.;
— снижение инфляции повысит реальную покупательскую способность населения, возрастут ожидания быстрых потребительских расходов во 2-м полугодии 2013 г.
Информация к размышлению
Комментарий читателя к расчётам «Ренессанс Капитала»:
— Правильнее было бы сказать, что российская экономика достигла дна и скоро начнёт окапываться! С какого бодуна «Ренессанс капитал» ждёт хороший урожай? Засуха в мае не дала развиться колосу и клубням, дожди в Приамурье «убрали» урожай, дожди в центральной полосе не дают убрать кукурузу, подсолнечник и гречиху — в поле не войти! По той же причине не высаживаются озимые, а без озимых, на одних яровых мы в следующем году будем уже не окапываться, а вгрызаться в дно кризиса на глубину могильных холмов. Плюс к этому у большинства населения уровень заработной платы только-только в этом году начал подкрадываться к уровню 2008 г., а ЖКХ за это время шагнуло далеко вперёд! Так что у нас не сегодня завтра начнётся ВАЛ неплатежей... (там же)
Будет людям счастье?
В складывающейся обстановке текучки и бессмысленности многих инициатив, весьма далёких от насущных проблем граждан, крепчающей безнаказанности и коллективной безответственности (уверенно вытесняющей персональную ответственность) основной массе населения (как и большинству компаний в российской экономике) «заморачиваться» неудобными для власти вопросами типа «Куда идёт король?» просто некогда: не до жиру — быть бы живу!
Информация к размышлению
1. Уже третий месяц врачи, заполняя рецепт, не могут указать в нем торговое название лекарства — короткое и простое. По приказу Минздрава с 1 июля в рецепт вписывается международное непатентованное наименование — МНН (по сути, название действующего вещества — как правило, сложное и длинное). вместо «пенталгин-н» приходится писать «Codeine+Naproxen+Metamizole sodium+Caffeine+Phenobarbital». Это не только неудобно врачам, фармацевтам и пациентам, но снимает с врача ответственность за результаты лечения, т.к. выбрать препарат из аптечного перечня лекарств, подпадающих под данный состав, должны два последних участника «тройки» («Российская газета», 26 сентября 2013 г.).
Идея была благородная — обуздать «интерес» докторов вписывать в рецепты торговые названия препаратов определенных фармкомпаний. Но «хотели как лучше, а получилось как всегда».
2. Известный экономист Сергей Алексашенко прокомментировал недавнее выступление председателя правительства в Совете Федерации: «Мне трудно судить: то ли премьера осознанно вводят в заблуждение относительно того, что происходит в бюджетном хозяйстве и что его правительство вытворяет с проектом бюджета на следующий год; то ли премьер в своей голове так “творчески перерабатывает” полученную от своих министров правдивую информацию, что она начинает сильно отличаться от правды; то ли премьер просто пытается найти красивое объяснение по принципу ”я не виноват, оно само так случилось”. Для проверки высказывания премьера на достоверность достаточно взять публично доступные данные» («echo.msk.ru», 24 сентября 2013 г.).
Там же премьер-министр выступил с инициативой значительно увеличить госпошлины при разводе, добавив при этом, что «необходимо провести общественное обсуждение с экспертным сообществом и гражданами». Ранее звучало предложение увеличить эту пошлину до 30 000 руб., Минфин выступал за пошлину в 4000 руб. Сегодня пошлина — 400 руб. По словам Медведева, «возможно, золотая середина лежит между названными суммами» (NEWSru.com/Экономика, 23 сентября 2013 г.).
Граждане откликнулись на инициативу премьера.
1. Наши сенаторы и члены правительства живут в каком-то своём особом мире. И не очень понимают, что такое 30 000 руб. для обычной российской семьи, проживающей, допустим, в маленьком городке. Проведу для них маленький ликбез. Средняя зарплата в России — 27 300 руб. Прожиточный минимум — 6640 руб. Более 12% людей живут даже за этой, заниженной, чертой бедности. Большинство бедных — люди, живущие в регионах и воспитывающие детей. Разводится каждая вторая пара (http://blog.newsru.com/article/24sep2013/razvod).
2. Писатель Игорь Губерман написал у себя в Twitter: «Шикарно народ шутит — деньги (30 000руб.) на развод теперь нужно собирать прямо на свадьбе».
Согласно проекту бюджета на 2014—2016 гг., бенефициарами подвергнутого секвестру бюджета станут оборонный сектор, крупные инфраструктурные проекты и госаппарат, сэкономят чиновники на образовании и социалке. Эксперты в таком изменении структуры бюджетных расходов шансов на ускорение экономического роста не видят («Финмаркет», 20 сентября 2013 г.).
В то же время министр экономического развития и министр финансов считают, что для России затягивание поясов может быть целительным и даже развивающим: не иначе, как по принципу «чем хуже — тем лучше» (Выделено. — В.Т.). Естественно, урезанием бюджетных расходов и другими «косметическими» мерами бюджетной экономии можно получить тайм-аут. Но эти меры по определению не могут сами по себе стать источником экономического роста и адекватным путём решения накопившихся экономических проблем. Надо полагать, экономисты от российского правительства это понимают и серьёзно задумаются об эффективных мерах, нацеленных на более отдаленное будущее («Абакан сегодня», 18 сентября 2013 г.). О решениях объективных и долгосрочных, а не на потребу дня…
К интересному заключению пришли учёные из Лондонской школы экономики. Они установили, что повышение уровня счастья среди граждан способно привести к положительным изменениям почти во всех областях. Продление жизни, рост производительности труда, уменьшение коррупции — эти проблемы можно решить, повысив удовлетворенность граждан жизнью, которая позитивно влияет на успехи на рабочем месте и социальное поведение индивидуумов («Финмаркет», 18 сентября 2013 г.):
— в основном они имеют лучшее здоровье и более продуктивны на работе (изучение 2000 сотрудников в десяти крупных компаниях показало, что счастливые работники могут увеличить продуктивность компании на 10%, делают в среднем на 10—12% заданий больше, реже берут больничный);
— как следствие, счастливые работники получают большую зарплату;
— довольные люди, как правило, упорнее добиваются поставленных целей;
— люди в хорошем настроении более креативны — им легче усвоить информацию и предложить новую идею, чем остальным;
— счастливым людям проще налаживать социальные связи, что ведёт к лучшему взаимодействию с коллегами и клиентами; они склонны к сотрудничеству и кооперации, с большей вероятностью заключат соглашение во время переговоров, чем устроят возню, только чтобы потешить собственное эго;
— счастливые люди живут дольше — смертность среди жизнелюбивых пенсионеров на 35% ниже, чем у пенсионеров-ворчунов (рис. 2).
Рисунок 2. Взаимозависимость между продолжительностью и удовлетворённостью жизнью.
Позицию британских учёных нельзя не принять: повышение уровня счастья людей должно стать главной целью политиков, а поиск конкретных способов повысить счастье — ключевой задачей для учёных. Целью каждой реформы должно быть счастье отдельного человека, а не абстрактные цифры. Аналогично воспринимаются мнение социального предпринимателя Лоренса Брама: «Экономика — это не цифры, это прежде всего люди», и утверждение миллиардера Ричарда Брэнсона: «Важен не масштаб — важны люди» («Возможен ли союз труда и капитала?» — см. здесь же).
Информация к размышлению
Вице-премьер РФ Ольга Голодец в интервью Reuters выразила уверенность, что до 2050 г. нынешняя власть (Выделено. — В.Т.) будет стабильно выполнять все социальные обязательства, с которыми в мае 2012 г. выступил В. Путин. На ближайшие 30 лет уже сделаны расчеты: «Есть сложности, но угроз, которые препятствовали бы исполнению обязательств, не существует». Голодец подтвердила, что «все принятые публичные обязательства учтены в полном объеме» и будут исполнены «при разных сценариях развития экономики» (NEWSru.com/Экономика, 24 сентября 2013 г.).
Когда речь заходит о неопределенном будущем, наши высшие чины готовы сулить любые благие перемены и раздавать обещания любой степени неискренности и неправдоподобия. Аплодисменты не последуют. Сановник лжет или темнит значительно чаще, чем рядовой человек: 37% опрошенных «Левада — центром» считают ложью или сокрытием правды высказывания руководителей государства и высших чиновников о положении дел в экономике и здравоохранении, пенсионном обеспечении, борьбе с преступностью и других важных сферах управления, и только 16% сограждан верят им на слово. Ещё ниже уровень доверия к официальной статистике, будь то сведения о цене потребительской корзины или величине военных расходов («Газета.Ru», 25 сентября 2013 г.).
*****
Известно шутливое высказывание о том, что учёные удовлетворяют собственное любопытство за счёт государства. А что удовлетворяют чиновники за государственный счёт? Как будущий бюджет жёсткой экономии сможет стать бюджетом развития? Почему рассуждения о счастье и удовлетворённости жизнью, с которыми невозможно не согласиться, звучат в основном из-за рубежа? А мы так и будем бороться: раньше — с трудностями и за победу коммунизма, теперь — с трудностями и за победу капитализма?
Вопросы риторические?