Хотя в целом уровень проникновения страхования в стране остается невысоким, можно отметить наличие спроса на программы страхования жизни, которые включают риск «диагностирование смертельно опасных заболеваний» (онкология, инфаркт, инсульт и другое), в агентских и брокерских сетях. Об этом сообщил в ходе недавней конференции по страхованию жизни, организованной агентством «Эксперт РА», генеральный директор PPF Страхование жизни Сергей Перелыгин.
Страховщик отметил, что с учетом того, на каком уровне сейчас находится страхование, перспективными можно назвать практически все страховые продукты. Помимо страхования здоровья от смертельных болезней заметен еще спрос на страхование детей по программе, предполагающей совместное страхование родителей и ребенка в рамках одного полиса, с включением функции накопления и защиты по широкому спектру рисков.
«По нашим оценкам, темп роста этого сегмента может быть на уровне 15—20% в год», — заявил С. Перелыгин.
Если говорить о банковском канале продаж, то тут глава PPF Страхование жизни отметил (в части некредитного страхования) в качестве наиболее востребованных инвестиционно-страховые продукты, накопительные программы по страхованию жизни и кобрендинговые продукты банков и страховщиков, например, «страховой депозит».
А вот доля продуктов unit-linked в России (в модификации, разрешенной у нас законодательно) остается непропорционально мала: если в Венгрии по итогам 2012 г. она составляла 64%, а в Польше — 38%, то в России — всего около 8%.
О перспективах рынка страхования жизни в целом собравшимся рассказал заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев. «Снижение темпов роста на рынке потребительского кредитования в ближайшее время не сможет существенно снизить долю банковского канала продаж в страховании жизни и не сильно повлияет на темпы прироста взносов по страхованию жизни. По нашим прогнозам, темпы прироста взносов на конец 2013 г. составят 58—62%, а объем рынка — 85—87 млрд руб. Тем не менее мы надеемся, что это послужит поводом для переориентации компаний с заемщиков на вкладчиков и других клиентов банков. Именно продвижение более сложных страховых продуктов, например, инвестиционного или накопительного страхования жизни, может стать основным драйвером развития для всего рынка», — сказал он.
В прошедший год доля кредитного страхования жизни в новых продажах понемногу снижалась. Президент Ассоциации страховщиков жизни, президент компании «МетЛайф Алико» Александр Зарецкий сказал, что страховщики жизни видят потенциал за инвестиционным и накопительным страхованием жизни. «Это продукты, за которыми мы видим будущее рынка, а кредитное страхование жизни, наверное, уже выполнило свою функцию и в долгосрочной перспективе мы не можем себе позволить зависеть от него», — заявил он.
В прошлом страхование жизни в России действительно в основном развивалось за счет добровольно-принудительных продаж полисов страхования клиентам при заключении договоров кредитования, особенно ипотечного. Возможно, что отмечаемый в последнее время страховщиками рост спроса на страхование жизни связан с ухудшением состояния отечественной системы здравоохранения в связи с проходящей там реформой и попытками россиян как-то вывернуться и выжить. Недаром же основной рост спроса в некредитном сегменте идет по рискам «ущерб здоровью детей» и «смертельно опасные заболевания».