Предложение активов на винном рынке значительно превышает спрос. Тем не менее, по мнению экспертов, винный сектор сохраняет перспективу привлечения инвестиций и дальнейшего развития. Позитивно повлиять на развитие отрасли может государство. В частности, участники рынка ожидают от властей разрешения рекламы отечественного вина и продолжения борьбы с фальсификатом.
В обзоре, подготовленном аналитической группой «Алкоэксперт», говорится, что серьезные деньги в российское виноградарство и виноделие пришли в конце 90-х — начале 2000-х годов. Тогда вложения начались с масштабных реконструкций советских гигантов винодельческой промышленности, расположенных на Таманском полуострове. Инвесторами выступали как непрофильные компании (Челябинский металлургический холдинг «Ариант», вложившийся сразу в три предприятия и тысячи гектар виноградников, пивной гигант «Очаково», полностью перестроивший старый завод «Победа»), так и люди из винной отрасли (например, группа инвесторов «Фанагории»). Тогда же на средства непрофильного инвестора началась и серьезная реконструкция завода «Мысхако».
Чуть позднее начали закладываться «премиальные» винные проекты. Первым из них в 2004 г. стало «Шато ле Гранд Восток», в который на первом этапе вложилась московская группа «Финвест». Последний крупный пик волны инвестиций пришелся на годы перед кризисом 2008 г. — масштабный проект в районе станицы Натухаевской был начат словацкой компанией Elesco, огромные деньги в «Абрау-Дюрсо» начал вкладывать Борис Титов, владелец страховой компании «НАСТА», Михаил Николаев запустил проект «Лефкадия».
Рост сменился падением
Серьезный удар по восходящему тренду нанес кризис на алкогольном рынке 2006 г. По словам президента Союза виноградарей и виноделов России Леонида Поповича, с введением ЕГАИС стало невыгодно заниматься развитием виноградарства, существенно увеличилась доля фальсифицированной продукции.
Окончательно крупные вложения в виноградарство и виноделие пошли на спад после кризиса 2008 г. За последнее время на Кубани и в Ростовской области не появилось ни одного нового крупного проекта с собственными виноградниками. Более того, начался «откат назад». В плачевном состоянии находится проект «Русской лозы» в Сукко, крупные средства в который были вложены компанией «Виником». Угасает и винодельческое хозяйство «Джемете» в Витязево, в которое инвестировал средства владелец группы RONEe’S Евгений Ладик. Фактически не состоялся инвестиционный проект на базе ростовского хозяйства «Янтарное» владельца «Русского угля» Вадима Варшавского. Последний крупный пример инвестиций в отрасль — завод «Русский Азов» (запуск 2009—2010 гг.), ориентированный на розлив импортного вина, так и не смог занять значительную долю рынка и сейчас испытывает серьезные трудности. Появляются все новые сообщения о финансовых проблемах или продаже винодельческих хозяйств с собственными виноградниками.
По мнению аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, оказывают давление на деятельность профильных операторов и снижают инвестиционную привлекательность индустрии целый ряд тенденций. Среди них — сравнительно невысокий уровень платежеспособного спроса, высокие инвестиционные барьеры развития промышленного виноградарства, зависимость рынка от поступлений по импорту (предложение внешних рынков остается пока заметно более конкурентоспособным, а также высокая доля контрафактной продукции в низком ценовом сегменте). Кроме того, негативное влияние на состояние отрасли оказывают дефицит средств на развитие, в том числе низкая доступность заемного капитала, а также длительные сроки возврата инвестиций, связанные с особенностями производственного цикла.
Виноделы избавляются от активов
По словам Л. Поповича, в настоящее время не рассматривают продажу лишь пять-шесть компаний, остальные винные хозяйства продаются — полностью или частично. В числе выставленных на продажу — «Мильстрим — Черноморские вина» и «Южная винная компания», покупателя для которой с весны подыскивает компания «Очаково». Первый из заводов в свое время считался весьма перспективным. Однако, по мнению экспертов, компания «потерялась» внутри крупного холдинга, составленного из алкогольных активов различного профиля. Что касается «Очаково», в начале 2000-х старый советский завод был полностью перестроен. На нем было смонтировано современное емкостное оборудование из нержавеющей стали, итальянская техника приема-переработки винограда Diemme. В рамках развития сырьевой базы посажено 1000 га виноградника. Тем не менее, спустя десять лет после старта, завод находился на 56-м месте по объемам производства вина в России (данные Росстата за 2012 г.) с долей рынка примерно в 0,2%.
Основную причину неудачи эксперты видят в том, что «ЮВК» не удалось создать ни одной заметной торговой марки, не пошел завод и по пути производства частных торговых марок для сторонних заказчиков. В результате действия внешних негативных факторов и просчетов самих компаний на сегодняшний день предложение активов на винном рынке является избыточным. Спрос же, по оценкам Вадима Дробиза, директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя («ЦИФРРА»), стремится к нулю. Иностранным инвесторам слишком непонятны российские правила игры, вряд ли на винную отрасль будут смотреть и российские непрофильные инвесторы — много негативного опыта. Что же касается людей с винного рынка, интересные бренды на продажу не выставляют, а покупать оборудование — смысла нет. Проще достроить и дооснастить еще один цех, чем брать в управление целый новый завод.
Аналитики «ЦИФРРА» полагают, что инвестиции на винный рынок вернутся, но не раньше 2015 г. Расширение рынка возможно в том числе за счет частичного импортозамещения, а также изменения структуры потребления алкогольных напитков в РФ. На сегодняшний день, согласно различным экспертным оценкам, в денежном выражении объем российского рынка вина составляет около 7—8 млрд долл. Среднедушевое потребление вина в России — около 7 л/г. для плодовых и виноградных вин и менее 2 л/г. для игристых и шампанских вин, что в среднем в 3,5—5 раза ниже показателей, характерных для европейских стран.
Позитивно повлиять на развитие отрасли может государство. В частности, участники рынка ожидают от властей разрешения рекламы отечественного вина и продолжения борьбы с фальсификатом. К слову, винный сегмент — единственный из всей алкогольной отрасли, вызывающий благосклонность власти. Это подтверждают и готовящиеся изменения в законодательство.
Так, 23 сентября в Госдуму внесен законопроект, направленный на совершенствование госрегулирования производства и оборота винодельческой продукции, произведенной из отечественного винограда. «У нас есть фактически пять регионов — это Республика Дагестан, это Карачаево-Черкесская Республика, это Ставропольский и Краснодарский края, это Ростовская область. На этих территориях располагается всего примерно 61 000 га виноградников. А если мы создадим условия, то количество гектар может увеличиться до 200 000, как во времена Советского Союза, или даже до 400 000 га», — заявил один из авторов документа, заместитель председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский.
По его словам, России необходимо увеличить объем производства винограда и вина в малых формах хозяйствования. Сейчас, при одинаковой площади виноградников в России и Австрии, в Австрии функционирует более 20 000 виноделен, а в России их не более 100. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, развитие виноградарства и виноделия будет способствовать снижению безработицы и улучшению материального положения граждан. Ни одна сельскохозяйственная культура не обеспечивает на единицу земельной площади столько рабочих мест и валовой продукции, как виноград. Виноградник площадью 100 га создает не менее 80 рабочих мест и обеспечивает поступление в бюджеты и внебюджетные фонды более 12 млн руб. в год с 1 га возделываемых виноградников.
Объем и структура продажи алкогольных напитков населению, январь — август 2013 г.
|
Январь — август 2013 г. |
Август 2013 г. | |||
млн дкл |
в % к январю — августу 2012 г. |
в % к итогу, в абсолютном алкоголе |
млн дкл |
в % к августу 2012г. | |
Алкогольные напитки | |||||
в абсолютном алкоголе |
84,4 |
98,4 |
100 |
11,3 |
99,8 |
из них в натуральном выражении: |
|
|
|
|
|
водка и ликероводочные изделия |
90,6 |
93,4 |
41,9 |
11,5 |
95,4 |
коньяки, коньячные напитки (включая бренди, кальвадосы) |
7,8 |
100,5 |
3,7 |
1,0 |
102,2 |
напитки слабоалкогольные (с содержанием этиловогоспирта не более 9%) |
16,4 |
92,3 |
1,3 |
2,2 |
101,0 |
Винодельческая продукция | |||||
(без шампанских и игристых вин) |
59,8 |
105,4 |
8,5 |
7,9 |
105,9 |
из нее вино |
40,5 |
100,2 |
5,3 |
5,4 |
105,9 |
шампанские и игристые вина |
17,0 |
102,7 |
2,2 |
2,1 |
105,0 |
пиво, кроме коктейлей пивных и напитка солодового |
673,1 |
98,0 |
39,4 |
96,1 |
99,1 |
напитки, изготавливаемые на основе пива* |
7,0 |
… |
0,4 |
1,0 |
… |
* Федеральное статистическое наблюдение ведется с января 2013 г.
Источник: Росстат