В декабре 2013 г. состоится запуск в постоянную эксплуатацию системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Система обеспечит спасение жизней и сохранение здоровья. Заказчиком системы является Минтранс России. НП «ГЛОНАСС» определено решением Правительства России координирующим исполнителем проекта создания системы.
В презентации глобального проекта приняли участие заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко, исполнительный директор — директор Инновационного центра ОАО «Ростелеком» Павел Ройтберг.
«Основная задача системы ориентирована на повышение безопасности на дорогах, сохранение жизни людей. В России ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях гибнет порядка 28 000 человек. Из них только 3% — в момент ДТП, а 56% — до прибытия в лечебное учреждение и оказания им квалифицированной медицинской помощи, — заявил А. Цыденов. — Правило „золотого часа“ не работает. Задействовать это правило — значит не только спасти многие тысячи наших сограждан, но и значительно минимизировать последствия травм для выживших, то есть снизить риски наступления инвалидности. Вопрос — в оперативности оказания медицинской помощи».
В рамках работ по госконтракту с Министерством транспорта России НП «ГЛОНАСС» создало инфраструктуру и провело комплексные испытания системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в 60 регионах России (по состоянию на 1 октября 2013 г.). К 25 октября 2013 г. начнется полноценное рабочее тестирование масштабного продукта практически на всей территории страны.
«Фактически мы сейчас впереди планеты всей,— утверждает замминистра транспорта. — Подобные системы начали в свое время развиваться в Евросоюзе, Бразилии, но темпы развития там отстают. Мы начали чуть позже, но в итоге обогнали своих зарубежных коллег. И уже в этом году сдаем систему в опытную эксплуатацию». Такая же система будет внедряться в странах — членах Таможенного союза — в Белоруссии и Казахстане. Это предусмотрено вступающим в силу в следующем году техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», действие которого начинается с января 2015 г. Он предусматривает обязательность оснащения транспортных средств терминалами «ЭРА-ГЛОНАСС». «Подчеркну, что с этого срока формула обязательности касается только автомобилей нового типа, то есть новых моделей, которые уже будут конструктивно оснащаться рассматриваемыми терминалами. Это условие касается не только российских, но и иностранных производителей автотехники, поставляющих транспортные средства в Россию. Оно согласовано со всеми основными зарубежными производителями», — указал А. Цыденов.
При этом предусмотрено техническое и технологическое совмещение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с евросоюзовским аналогом — eCall. То есть когда eCall заработает в полном объеме, отечественная система сможет отслеживать российские транспортные средства и на территории Европы и, следовательно, оказывать их владельцам содействие в получении необходимой помощи.
Система работает следующим образом: при столкновении автомобилей сигнал об этом передается по сетям мобильной связи к оператору «ЭРА-ГЛОНАСС», который переадресовывает его в оперативную службу «112». В каждом бортовом устройстве (автотранспортном средстве) присутствует впаянная SIM-карта с повышенными эксплуатационными свойствами. Базового сотового оператора выбирает сам автопроизводитель на основании соответствующего конкурса. Но экстренный сигнал при аварии «цепляется» за любого из доступных операторов большой тройки. При этом сигнал идет в приоритетном порядке.
Данная система позволяет покрыть всю территорию страны, но только в регионах, где действует мобильная связь GSM. «Мы рассматриваем возможность в последующем создания связи в удаленных районах, не имеющих доступа к мобильной связи, через спутниковые системы. Такие технические решения находятся в стадии проработки. Здесь следует подчеркнуть, что подавляющее число всех ДТП происходит там, где мобильная связь есть. Как правило, это зоны с большей концентрацией транспортных средств», — говорит А. Цыденов.
Терминалы (бортовое устройство) «ЭРА-ГЛОНАСС» уже разработаны. Стоимость одного — порядка 3000 руб. Массовое производство приборов начнется со II квартала следующего года. Причем производить их могут как в России, так и за рубежом. Уже несколько десятков компаний заявили о поддержке функций нашей системы. С 2015 г. при одобрении типа будут приниматься именно бортовые (стационарно устанавливаемые на транспортные средства) приборы. При этом потребитель может приобрести и навесное оборудование, но в базовом варианте система поставляется в комплекте с автомобилем.
А. Цыденов особо подчеркнул, что сама услуга передачи сигнала и обеспечения связи, включая мобильную связь, для потребителя бесплатна.
Следует сказать, что это один из самых «коротких» из глобальных интеллектуальных программ современной России. Проект был одобрен комиссией по модернизации экономики РФ в 2009 г. В этом году намечается запуск и опытная эксплуатация на большей части регионов РФ.
Немалая заслуга в реализации проекта принадлежит НП «ГЛОНАСС». «Мы участвуем в проекте как технологический консультант, — говорит президент некоммерческого партнерства А. Гурко, — и довольны работой всех своих партнеров». В реализации уникального проекта участвуют порядка 30 компаний. «Наверное, это единственный прецедент, когда все ведущие телекоммуникационные операторы объединили свои усилия для создания такой глобальной инфраструктуры», — подчеркнул руководитель партнерства.
Были также освещены технические детали проекта. Система позволяет автоматически определять место и время аварии, при этом информация о самом автомобиле записывается в профиль и стандартизирована в минимальном наборе данных. Эти данные передаются с транспортного средства либо в автоматическом режиме, либо в ручном, обрабатываются оператором системы и направляются далее в службу «112».
Среди отличий системы «ЭРА-ГЛОНАСС» от европейского аналога eCall, прежде всего, указано наличие резервного канала передачи информации через SMS. Предусмотрена также такая важная функция, как обратный голосовой вызов. Оператор имеет возможность связаться с пострадавшим для уточнения данных.
В системе заблаговременно заложено немало дополнительных функций, позволяющих в дальнейшем ее активную коммерциализацию. Среди допуслуг — оценка тяжести ДТП, запись профиля ускорения, позволяющая определять тяжесть ДТП, что очень важно для страховых компаний, присутствует также возможность интеграции с другими бортовыми системами транспортного средства, в первую очередь с подушкой безопасности. Помимо прочего, имеется функция самотестирования — самодиагностика терминала. Единая техническая политика, на основе которой разработан программный продукт, обеспечит единую картографию, а единые протоколы позволят системе стать базовой для осуществления проектов как государственных, так и корпоративных пользователей. Систематизируя дальнейшее расширение способностей «ЭРА-ГЛОНАСС», следует отметить три основных направления. Это реконструкция обстоятельств ДТП — сохранение данных о параметрах движения ТС до, во время и после ДТП, а также данных о параметрах, характеризующих состояние и историю работы систем транспортного средства до, во время и после ДТП, и предоставление сохраненной информации по запросу. Немаловажная задача — предотвращение ДТП — передача сообщений о чрезвычайных и опасных ситуациях от других участников дорожного движения, предупреждение опасных ситуаций посредством использования технологий связи «машина — машина» V2V. Третьим направлением является обеспечение унификации терминалов, в том числе с оборудованием мониторинга транспорта, систем сбора платы за пользование дорогами общего назначения, оборудованием контроля режимов труда и отдыха водителей (тахографы), а также устройствами сбора платы за проезд в пассажирском транспорте.
«Мы рассчитываем, — говорит А. Гурко, — что „ЭРА-ГЛОНАСС“ станет базовой, в том числе для проектов, которые сейчас внедряются: систем картографического контроля, отслеживания перевозок опасных грузов, взимания платежей на дорогах. С нашей точки зрения эта инфраструктура может использоваться для приложений, требующих большей надежности и широкого покрытия. Сейчас в рамках партнерства активно обсуждается бизнес-модель участия сервис-провайдеров, сотовых операторов в процессе дальнейшей коммерциализации инфраструктуры».
По его словам, в мире существует два принципа использования соответствующих инфраструктур. Это бразильская модель, реализуемая на основе VIN с привлечением сервис-провайдеров, и европейская, более разрозненная, когда решения по включению допуслуг принимаются в соответствии со спецификой отдельных государств. «Мы рассматриваем модель, которая позволит на основе единой инфраструктуры предоставлять услуги в интересах государства, корпоративных пользователей и частных автовладельцев через сервис-провайдеров. Это охранно-поисковые услуги, дистанционная диагностика, страховая телематика, информирования и оповещения, персональная навигация и многие другие функции. Сегодня это основной тренд в автомобилестроении, — рассказал специалист. — Единая инфраструктура на основе „ЭРА-ГЛОНАСС“ способствовала бы реализации единой технической политики при внедрении ведомственных и региональных систем мониторинга транспорта за счет решения проблем системного взаимодействия и снижения рисков дублирования усилий, а следовательно, неэффективных затрат, в том числе государственных».
Эффективность бизнес-модели придает новому продукту способность обеспечивать межсистемное взаимодействие, минимум дублирования, гармонизацию с международными системами. Государство получает растущий и конкурентный рынок, бизнес — снятие инфраструктурных барьеров, потребитель — качественные сервисы.
Судя по всему, основной коммерческий потенциал придется на долю мобильных операторов большой тройки. Об этом можно судить исходя из их реальных возможностей. Так, радиопокрытие федеральных трасс МТС составляет 82%, «МегаФона» — 75%, «Билайна» — 73%.
Помимо перечисленного проект привлекателен и относительной скромностью бюджета — суммарно 3,9 млрд руб. (затраты начиная с 2010 г.). Но главное, по самым скромным подсчетам, эксплуатация системы позволит ежегодно спасать жизни 4000 человек. Речь также идет о сокращении инвалидизации (необратимых увечий), снижении тяжести последствий ДТП и затрат на их ликвидацию. Оценочный ежегодный экономический эффект от реализации проекта к 2020 г. — 66,1 млрд руб.
Создание государственных навигационно-информационных систем — мировой тренд
Помощь при ДТП. Весь автотранспорт eCall (Евросоюз) |
с 2015 г. |
Охрана и поиск. Весь автотранспорт SIMRAV (Бразилия) |
с 2013 г. |
Помощь при ДТП. Весь автотранспорт «ЭРА-ГЛОНАСС» (Россия) |
с 2014 г. |
Помощь при ДТП. Весь автотранспорт ЭВАК (Казахстан) |
с 2015 г. |
Помощь при ДТП. Весь автотранспорт ЭРА-РБ (Беларусь) |
с 2015 г. |