У судебной системы России есть шанс стать по-настоящему сплоченной: Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, предусматривающий упразднение Высшего арбитражного суда. Правда, и Верховный суд не останется нетронутым — на его место придет инстанция с аналогичным названием, но реформированным содержанием. Новый мегасуд будет состоять из 170 судей, которых, как и сейчас, будет назначать Совет Федерации по представлению главы государства. Но первый набор пройдет в особом порядке, для чего будут созданы специальные коллегия и комиссия, они и протестируют будущих судей. На этом фоне поправки в виде назначения заместителей генпрокурора президентом, а не самим генпрокурором, кажутся детской шалостью.
Президент Владимир Путин в день своего рождения, 7 октября, внес обещанный им еще в июне законопроект № 352924-6 на рассмотрение Госдумы (см. «ЭЖ», № 25, с. 07). Этот документ уже стал одной из самых неоднозначных инициатив президента и вызвал шквал критики со стороны юристов. В прессе стали появляться пока неофициальные сообщения о том, что судьи ВАС РФ массово подают заявления об отставке, а на сайте Российской общественной инициативы уже начато голосование против принятия президентского законопроекта.
Законопроект № 352924-6 содержит поправки в Конституцию Российской Федерации, которые изменят судебную систему нашей страны: вместо Высшего арбитражного и Верховного судов останется только Верховный, да и тот в новом составе и с новыми полномочиями. Слухи о предстоящем объединении судов ходили уже давно, хотя эксперты сходились во мнении, что оно не обсусловлено какими-либо объективными причинами и достигнуть желаемой цели — единообразия судебной практики и исключения отказов в судебной защите при возникновении спора о подведомственности — можно менее революционными методами. Например, совместными постановлениями Пленумов двух судов, которые принимаются и сейчас. Среди версий, которые выдвигают юристы для того, чтобы хотя бы себе объяснить необходимость таких перемен, нет ни одной процессуальной, сплошь политические.
Стоит отметить, что за историю своего существования ВАС РФ внес огромный вклад в разрешение экономических споров в России. Даже несмотря на то что изначально арбитражные суды выросли из государственных структур советского времени. Но теперь все достижения будут делить по-честному. Точнее, объединять, передав в распоряжение новой судебной инстанции. На самые популярные вопросы — кто возглавит новый Верховный суд, что будет с председателями ВАС РФ и ВС РФ и их судьями, как будет устроена система судов и будут ли в ней арбитражные суды вообще — ответов пока нет.
170 судей на страже единообразия правоприменения
Кажется немного странным, с какой скоростью был подготовлен и внесен в Госдуму текст поправок к Конституции России — основному закону страны, принятому на всенародном голосовании. Президент дал отмашку в июне, а в начале октября законопроект уже лежит на столе у председателя нижней палаты парламента. Но даже несмотря на эту странность, претензий к предлагаемой реформе уйма.
Так, в законопроекте № 352924-6 не сказано, останутся ли арбитражные суды как таковые или все они, как и ВАС РФ, сольются с судами общей юрисдикции и образуют единую систему. Но на высокую вероятность второго варианта развития событий намекает текст поправок в п. «о» ст. 71 Конституции РФ, в котором сейчас сказано, что в ведении Российской Федерации находится гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, а после возможного принятия проекта от этой формулировки останется лишь «процесссуальное законодательство». Очевидно, что оставлять две параллельно функционирующие системы арбитражных судов и судов общей юрисдикции было бы нелогично, если они будут подчиняться некому общему процессуальному законодательству. Отметим, что оговорка по поводу возможного принятия законопроекта неспроста, ведь процедура принятия представленных поправок в Конституцию не сильно упростится наличием партийного большинства в Госдуме. Напомним, что поправки в Конституцию принимаются, как и федеральный конституционный закон, не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (п. 2 ст. 108 Конституции РФ), а затем еще и представительными органами не менее чем двух третей от общего количества субъектов РФ.
Предложенные президентом поправки к Конституции РФ предусматривают объединение ВС РФ и ВАС РФ в один — Верховный суд РФ. Именно этот суд по замыслу должен будет стать высшим судебным органом как по разрешению экономических споров, так и для подсудных судам общей юрисдикции споров (ст. 126 и 127 Конституции РФ).
Президент предлагает не затягивать процесс упразднения ВАС РФ, переходный период составит всего полгода. В течение этого времени судьи обоих высших судов будут продолжать работу. В новый суд войдут только 170 судей. Для сравнения: сейчас законодательно установленное количество судей ВАС РФ составляет 90, а ВС РФ — 125. Однако судейский корпус ВАС РФ укоплектован не полностью, потому в результате неточных подсчетов можно сказать, что фактическое количество судей останется прежним.
Для формирования первоначального состава ВС РФ планируется создать специальную квалификационную коллегию из 27 членов. В нее войдут по одному представителю от Президента РФ, Общественной палаты РФ и общероссийских общественных объединений юристов. Остальные 24 члена коллегии будут избираться советами судей субъектов РФ из своего состава — по три судьи из каждого федерального округа РФ. Простое арифметическое действие «27 минус 24» позволяет сделать вывод, что по одному представителю общероссийских общественных объединений юристов включить в коллегию явно не получится. Иначе ее численный состав будет больше. А следовательно, при числовом ограничении количества членов коллегии объединениям необходимо будет выбрать своего единого представителя. Правда, подобных общероссийских объединений у нас сейчас не так много.
Коллегия будет публиковать объявления в СМИ об образовании вакантных должностей в ВС РФ, рассмотрении заявлений претендентов и принятии решений о их рекомендации Президенту РФ. А он, как и сейчас, будет представлять данные кандидатуры верхней палате парламента, которая назначит их на должность судей ВС РФ (п. «е» ст. 83 и п. «ж» ст. 102 Конституции РФ в ред. проекта).
Кандидатам на должность судьи ВС РФ при формировании его первоначального состава необходимо будет сдать квалификационный экзамен специальной экзаменационной комиссии из 11 человек. Три из них будут представителями профессионального юридического сообщества, избираемые общероссийскими общественными объединениями юристов, остальные будут избираться советами судей субъектов РФ — по одному от каждого федерального округа РФ.
Очевидно, что объединение двух судов потребует внесения не только поправки в Основной закон, но и множество других законов.
Выбирать заместителей генпрокурору будет президент
Законопроект предусматривает изменение порядка назначения на должность некоторых прокуроров. Сейчас заместителей Генерального прокурора РФ назначает и освобождает от должности по его представлению верхняя палата парламента, прокуроров субъектов РФ по согласованию с субъектами РФ и также иных прокуроров — Генеральной прокурор (п. 3 ст. 129 КРФ, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре РФ»).
Проектом предлагается отнести эти полномочия к ведению Президента РФ, за исключением назначения на должность прокуроров районов, городов и приравненных к ним прокуроров. Такие назначения останутся в ведении генпрокурора (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 и п. 5 ст. 129 КРФ в ред. проекта).
С чем связано такое сужение полномочий Генерального прокурора РФ и как это соотносится с поправками КРФ об объединении двух высших судов, не совсем ясно.