Двадцать девять детей из села Новосысоевка попали в больницу после того, как им 7 октября сделали пробу Манту отечественным препаратом «Туберкулин». То ли местные доктора проводили некий рискованный эксперимент, то ли просто по небрежности превысили дозу препарата в тысячи раз, но дети захворали.
Выяснилось, что врач-педиатр Яковлевской центральной районной больницы совместно с медсестрой сделали пробу Манту 45-ти учащимся без согласия и уведомления их родителей. В результате чего в больницу вскоре попало 30 детей с жалобами на головные боли и опухоли на месте введения инъекции. Одиннадцать особо пострадавших школьников доставили спецбортом из Приморья в Москву, в НИИ фтизиопульмонологии Первого Московского медицинского государственного университета им. Сеченова.
Туберкулиновая проба (реакция Манту, проба Пирке) представляет собой кожную пробу, направленную на выявление наличия специфического иммунного ответа на введение туберкулина. Наличие выраженной кожной реакции свидетельствует о наличии напряжённого иммунитета, то есть организм активно взаимодействует с возбудителем. Реакция Манту — это своего рода иммунологический тест, который показывает, есть ли в организме туберкулёзная инфекция.
Туберкулин — общее название экстрактов микобактерий M. tuberculosis, M. bovis или M. avium, используемых для проведения внутрикожных диагностических проб на туберкулёз у человека и животных. Применялось несколько различных типов туберкулина, из которых наиболее важен PPD (англ. purified protein derivative). PPD представляет собой слабо очерченную, сложную смесь антигенов. Основанные на PPD пробы относительно неспецифичны, поскольку многие его протеины можно обнаружить у различных видов микобактерий.
В 1890 г. немецкий учёный Роберт Кох сообщил об открытии им туберкулина. В 1907 г. австрийский педиатр Клеменс Пирке обосновал специфичность туберкулиновой пробы и ввёл в медицину понятие «аллергия» и «скарификационная кожная проба». Через год Шарль Манту предложил применять туберкулин внутрикожно с диагностической целью. Этот метод получил в медицине общее признание как наиболее точный.
Туберкулиновая проба Манту не даёт сведений о распространении, инфекциозности или локализации заболевания, однако показывает реакцию организма (антиген-антитело) на возбудителя туберкулёза. Позитивная реакция кожи показывает, что исследуемый пациент имел контакт с возбудителями туберкулёза. Это, однако, не означает, что данный пациент болен туберкулёзом.
Клиническая диагностика включает как рентгенографию лёгких, служащую для доказательства заболевания, так и туберкулиновую пробу Манту. При исследовании окружения используется проба Манту, которая при наличии базисного значения проводится через 6—8 недель после возможного контакта с возбудителем болезни. Необходимость проведения пробы определяется лечащим врачом. Выполнение туберкулиновой пробы Манту: для внутрикожной пробы используется препарат «TUBERCULIN PPD RT 23 SSI» Штатенсовского института сывороток. Проба практически безболезненна. Раствор вливается посредством одноразового впрыскивания исключительно интрадермально (в кожу) с ладонной или дорсальной стороны (изнутри или снаружи) предплечья. Для этого впрыскивается раствор, разбавленный до необходимой концентрации. На месте инъекции на некоторое время появляется волдырь. Позднее на этом месте может образоваться индурация (очерченное или расплывчатое уплотнение тканей).
Убедительность туберкулиновой пробы Манту повышается, если имеется базисное значение поражённого пациента. Это базисное значение устанавливается двумя этапами (двухэтапный метод). Первое выполнение пробы служит для определения исходного значения, вторая проба ограничивает эффект бустера. Вторая проба должна производиться в течение 3—4 недель после проведения первой пробы в случае, если индурация составляет меньше 10 мм.
Проверка результата пробы производится не ранее чем через 48 часов, лучше всего на третий день, самое позднее — через одну неделю после аппликации. Индурация отмечается, измеряется, документируется и оценивается.
Индурация менее 5 мм в основном не имеет значения; 10 мм указывает на возможное заражение туберкулёзом в группах риска и при контакте с пациентами с открытыми формами туберкулёза; при индурации 15 мм или язвенной реакции кожи (образование гнойников) очень вероятно заражение. Считается установленным, что вариации размеров реакции менее или более 5 мм с определённой достоверностью могут указывать на развитие заболевания или на его отсутствие. Однако даже при реакциях размерами свыше 5 мм нельзя установить чётких различий между активным туберкулёзным процессом, неактивными туберкулёзными изменениями (по изменениям на рентгенограммах), недавно развившейся инфекцией (тесный контакт с бактериовыделителем) или инфицированием в отдалённом прошлом. Таким образом, размеры реакции, превышающие определённый порог, не помогают в интерпретации туберкулинового теста.
Прокуратура области завела уголовное дело. Сразу же стало ясно — учащимся был введен препарат «туберкулин», который выпускался в сухой форме и мог использоваться только в специализированных клиниках, противотуберкулёзных диспансерах для индивидуальной диагностики по строгим медицинским показаниям и специально обученным персоналом, имеющим доступ к постановке пробы Манту. По данным следствия, допустимая доза препарата была превышена в 2,5 тысячи раз. Эксперименты по использованию препарата в такой дозировке никогда не проводились.
Главным подозреваемым в уголовном деле является врач-педиатр КГБУЗ «Яковлевская центральная районная больница». По версии следствия, именно из-за её небрежного отношения к туберкулинодиагностике к работе с детьми была допущена медсестра, не входящая в специальную бригаду и не имеющая специального допуска.
В ходе расследования уголовного дела следователями было допрошено 10 человек, в их числе сотрудники Яковлевской больницы и представители компании разработчиков и производителей препаратов «туберкулин».
Представители ФГУП «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов» ФМБА России, поставившие туберкулиновую пробу для Приморья, в ближайшее время прилетят во Владивосток.
В понедельник, 14 октября, ситуация снова стала предметом обсуждения в администрации Приморского края. На совещании вице-губернатор Приморья Ирина Василькова сказала губернатору края Владимиру Миклушевскому, что результатам деятельности специальной комиссии установлена вина и медицинской сестры, и врача-педиатра, принимавшего решение о проведении прививок. Они отстранены от работы.
Глава региона назвал произошедшее «провалом руководства департамента здравоохранения Приморского края» и освободил от должности директора департамента здравоохранения Бубнова.
В день прибытия в Москву все дети прошли осмотр, каждому проведено исследование МРТ и взяты анализы крови. По результатам исследований и осмотра, состояние у всех детей оценивается как стабильное, динамика позитивная.