Крупное исследование, посвящённое детской осведомленности о вреде курения, проведённое учёными известного Университета Джонса Хопкинса в Москве и Нижнем Новгороде, показало неутешительные результаты. Выяснилось, что абсолютное большинство детей уже в возрасте пяти-шести лет знают марки сигарет и их продажную стоимость. Также выяснилось, что в семьях каждого второго ребенка курят.
В январе 2013 г. в Россию специально приехал представитель американского университета, который в течение длительного времени обучал российских интервьюеров, как правильно нужно проводить опрос. После этого интервьюеры опросили в Москве и Нижнем Новгороде 401 ребенка. К опросу привлекли равное количество городских и сельских детей, причём в равных количествах — мальчиков и девочек.
Беседы с малышами велись в присутствии родителя или опекуна. Специалисты разговаривали с малышами в игровой форме на родном языке. Так, например, детей просили совместить 24 изображения логотипа с картинкой конкретного товара.
Исследование показало, что 50% российских малышей знают, как выглядят определённые марки. При этом дети из семей, где курят, чаще узнают сигаретные логотипы, чем дети из некурящих родителей. Самая узнаваемая марка у российских дошкольников — Marlboro (23% детей показали на неё). На втором месте по узнаваемости — Winston (21%), на третьем — L&M (15%). Выбор детей почти полностью совпал с выбором взрослых. Дети называли марки сигаретных брендов, стабильно входящих в топ-10 по популярности в России.
Исследование проводилось в нескольких странах. Выяснилось, что в Китае дела обстоят ещё хуже, чем в России. Китайские дети осведомлены о табачных марках на 86% . Столь же высокие показатели зафиксированы в Бразилии, Индии, Нигерии и Пакистане.
Российские законодатели постарались сразу же отреагировать на результаты исследований запретительными мерами. И несколько ускорили принятие некоторых подзаконных статей в законе о борьбе с табакокурением, вступившем в силу ещё 1 июня. Штрафы за его нарушение Госдума собиралась ввести с 1 октября. Принятие затянулось до 1 ноября, после чего обозначилась окончательная дата в тексте законопроекта — 15 ноября. Именно с этого дня заработают пять новых статей Кодекса об административных правонарушениях.
Именно с этого дня дать ребенку прикурить или затянуться обойдётся желающим в 1000—2000 руб. Родителям, опекунам и иным законным представителям затея будет стоить несколько дороже — 2000—3000 руб.
Продажа табака детям, не достигшим 18 лет, обойдётся продавцу в 3000—5000 руб., директору магазина — в 30 000—50 000, а организации — в 100 000—150 000 руб. За продажу алкоголя несовершеннолетним штрафы для продавцов выше ровно в десять раз. Хотя за вовлечение несовершеннолетних в потребление пива КоАП РФ обещает штраф лишь в 100—300 руб., а за вовлечение в потребление крепких спиртных напитков – в 1000. По факту, продажа пачки сигарет ребёнку признана менее серьёзным правонарушением, чем продажа водки, а угощение сигаретой — более серьёзным правонарушением, чем угощение водкой.
Нарушение продавцами и магазинами правил продажи табака грозит первым штрафом в 2000—3000 руб., а вторым — штрафом в 30 000—50 000 руб. Отдельно прописана ответственность за оптовую или розничную продажу насвая: 2000—4000 руб. для граждан и 40 000—60 000 руб. для организации
Любителям «отдохнуть» на детской площадке с сигаретой и бутылочкой пива такой вид досуга с 15 ноября обойдётся в 2000—3000 руб.
Демонстрация курительных трубок, сигарет, самокруток и самого процесса курения в фильмах, телепередачах, спектаклях должностным лицам встанет в 20 000—40 000 руб., а организации — в 100 000—170 000. Показывать курящих можно лишь в том случае, если произведение не предназначено специально для детей или если «такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла». На произведения искусства и телепередачи, снятые до 1 июня 2013 г., всё вышеперечисленное не распространяется
Отдельно прописана ответственность за несоблюдение требований к размеру и месту размещения знака о запрете. Предусмотрены штрафы в 10 000—20 000 руб. для должностных лиц и 30 000—60 000 руб. для организаций. Если администрация не оборудовала для курильщиков специальные места на открытом воздухе или изолированные помещения в здании, должностное лицо может быть оштрафовано на 20 000—30 000 руб., а организация — на 50 000—80 000. Даже индивидуальный предприниматель, который на своей территории или в помещении не следит за соблюдением всех запретов и ограничений, связанных с курением, может быть приговорен к штрафу в 30 000—40 000 руб.
Курение «на отдельных территориях, в помещениях и на объектах», на которых курить больше нельзя, оценено государством в 500—1500 руб.
Нарушение запрета на рекламу табака обойдется рекламодателю в 150 000—600 000. Но эта норма, как и та, что про показ процесса курения по телевидению, вступит в силу лишь с 1 июня 2014 г.