Исследования учёных из университетов штатов Миссури и Небраска в США установили влияние генотипа 5-HTTLPR на поведение человека в обществе.
Как передал Medical News Today, к такому выводу позволили прийти результаты кропотливой научной работы учёных-медиков.
Для этого исследователи проанализировали социальное поведение 398 студентов, детально изучив их генотипы, что помогло выяснить, участвовали ли молодые люди в содействии другим или старались избегать сложных ситуаций. Выяснилось, что носители S-формы генотипа 5-HTTLPR чаще избегали социальных контактов и реже помогали окружающим.
Учёным удалось доказать, что именно ген серотониновой системы головного мозга определяет индивидуальный уровень социальной тревожности человека. Эти особенности частично объясняют, почему некоторые люди больше склонны к активному социальному поведению. При этом разные типы счастья имеют различные эффекты.
Хорошее настроение, или счастье, влияет на гены, уверены учёные из университета Лос-Анджелеса. Они также опубликовали результаты своих исследований в издании Proceedings of the National Academy of Sciences.
Учёные проанализировали, как позитивная психология влияет на генную экспрессию людей.
Выяснилось, что люди, у которых отмечается высокий уровень эвдемонического благополучия — вид счастья, который основан на наличии смысла и цели в жизни (Мать Тереза) — демонстрируют весьма благоприятные профили генной экспрессии в иммунных клетках. Они обладают низкими уровнями воспалительной генной экспрессии и сильной экспрессией антивирусных и антительных генов.
Однако люди, у которых отмечаются относительно высокие уровни гедонистского благополучия — тип счастья, основанный на потребительском самовознаграждении (большинство знаменитостей) — фактически продемонстрировали противоположное. Они обладают неблагоприятным профилем экспрессии, включая высокую воспалительную и низкую антивирусную и антительную экспрессию.
В генах человека заложена забота о потомстве. Так было всегда. Сегодня, с расширением границ и пространства, гены меняются и тоже становятся космополитичными; сама эволюция дает нам указ заботиться обо всей планете в целом. Ведь неизвестно, где будут жить наши дети.
Доктор Питер Созу (Peter Sozou), сотрудник факультета военной медицины университета в Варвике (University of Warwick, Великобритания), утверждает, что у людей имеется врождённая тенденция заботиться о будущем своей среды обитания, причём во временном масштабе, превышающем продолжительность одной человеческой жизни. Это может с биологической точки зрения объяснить желание людей принимать меры по охране окружающей среды. В ходе исследования Созу использовал математическую модель поведения людей, живущих в условиях ограниченной миграции.
Учёные изучили вопрос, почему авторитетные люди прилагают усилия к обеспечению каких-либо благ в будущем. Ответ зависел от того, будут ли достижения носить социальный характер для своего сообщества либо выполняются для себя лично. Люди, как правило, имеют достаточно чёткое представление о долгосрочных социально значимых вложениях, но также чётко они представляют и свои личные ближайшие выгоды. Нам, как и всем живым существам на нашей планете, свойственно больше оценивать свои сегодняшние победы, нежели получение гипотетических благ в будущем. Другими словами, человек скорее стремится обрести личную выгоду, чем думать о будущих поколениях.
Тем не менее используемая Созу математическая модель показывает, что уровень обесценивания личных успехов гораздо выше, чем общественных, и получается, что людям важно и то и другое. «Человек оценивает собственное благополучие с надеждой на то, что будет ещё жив, когда достигнет сих благ. В случае же с социально значимыми достижениями эта оценка использует другой временной масштаб, превышающий по длине среднюю продолжительность жизни. Забота о будущем своего сообщества формируется в человеке эволюционным мировоззрением, как заложенная в генах забота о своих потомках», — говорит Созу.
Эволюция развивается под воздействием конкуренции. Но в случае, когда возникает глобальная угроза для всей планеты, например изменение климата, эволюция как конкуренция на первый взгляд не выглядит логичной. Ведь в этом случае других сообществ, конкурентных планете, нет. «В отсутствие конкуренции, — утверждает Созу, — нет чёткого основания для развития в людях навыков защищать всю планету в целом. Соответственно, нет и обесценивания этой проблемы».
Когда же в таком случае мы начнем заботиться о долгосрочном будущем всей планеты? Ответ на этот вопрос, говорит Созу, заключён в том, что человечество, становясь всё более космополитичным, уже доросло до того, чтобы в полной мере оценить социальную значимость мировой природоохранной деятельности. Унаследованная от предков окружающая среда использовалась нами для достижения собственных благ, для выживания собственной семьи. Но теперь именно генетическая забота о социуме стимулирует нас к сохранению планеты. Поскольку сегодня общество становится всё более мировым и живём мы не в изолированных условиях, а в сети глобального сообщества, такое изменение приоритетов человека на биологическом уровне может заставить его заботиться о решении глобальных экологических проблем.
Этот вопрос особенно актуален для экономики, считает Созу, так как на него опираются решения о государственных инвестициях в охрану окружающей среды. Эти финансовые затраты как раз и являются типичными действиями «сегодня» по обеспечению благополучного человеческого «завтра».