Российский ВВП в сентябре нынешнего года, по данным Росстата, вырос на скромные 1,4% по сравнению с началом осени прошлого года. Большинство макроэкономических показателей идут вразнобой: экспорт вырос на 2,3% по отношению к сентябрю 2012 г., но снизился на 3% — к августу текущего года, по промышленности аналогичные индикаторы составили 0,3 и –0,7% соответственно. И лишь грузооборот порадовал своими небольшими, но безусловными успехами — 1,8% к сентябрю 2012 г. и 1,7% в сравнении с последним месяцем этого лета.
Низкие показатели промышленного производства, по оценке ученых Центра развития ВШЭ, вызваны прежде всего состоянием обработки, которая, так и не восстановившись в полной мере после падения во II квартале, вновь перешла к снижению. Сокращение ее выпуска в сентябре составило 0,6%, а в целом за III квартал он оказался на 0,8% ниже аналогичного параметра прошлого года.
На этом фоне в добывающих производствах ситуацию можно даже назвать благоприятной. Несмотря на минимальный рост выпуска в сентябре (0,1% к августу), в целом отрасли, похоже, удалось закрепить достижения I полугодия, по итогам которого добыча выросла примерно на 2% относительно уровня конца 2012 г.
«Таким образом, впору говорить не об уходе от сырьевой зависимости, а об ее усилении — тенденция замещения обрабатывающих производств добывающими слишком очевидна», — комментирует ситуацию эксперт ЦР «Вышки» Николай Кондрашов.
По-настоящему позитивным сентябрь оказался только для транспорта: грузооборот вырос за сентябрь на 1,8%, наконец-то обновив исторический максимум. Впрочем, анализ его структуры показывает, что рост последних двух месяцев пришелся на экспорт газа по трубопроводам, существенная часть которого была связана с ускоренным наполнением украинских газохранилищ сверх обычного уровня. Динамика экспорта газа в последующие месяцы будет зависеть от того, насколько сильным окажется спрос на российский газ в Европе. В результате грузооборот в октябре может как сохраниться на уровнях сентября, так и снизиться.
Негативной оказалась сентябрьская статистика строительства и инвестиций. Последние месяцы в целом характеризовались повышенной волатильностью этих показателей. За резким спадом в июне последовал компенсационный рост в июле. Однако спад в августе (–3,1% по строительству и –3,9% по инвестициям относительно августа прошлого года) в сентябре компенсировался недостаточно (–2,9 и –1,6% соответственно в сравнении с началом осени прошлого года). В целом за четырехмесячный период падение строительства относительно аналогичного периода прошлого года составило 2,1%, сокращение инвестиций — 1,8%, притом, что в предшествующие месяцы по обоим показателям были нулевые темпы роста.
Отрицательный тренд, по мнению ученых ВШЭ, продемонстрировала в начале осени и статистика потребления населения. Устранение сезонности указывает на отсутствие роста розничного товарооборота и платных услуг населению в сентябре (после замедления роста в августе). Ухудшение динамики потребления происходило на фоне постепенного роста безработицы и замедления роста потребительского кредитования (не только годовых, но и текущих темпов). Впрочем, пока динамика зарплат в экономике (в реальном выражении — 6,2% в январе — сентябре к аналогичному периоду прошлого года) не демонстрирует тенденции к замедлению: текущие темпы роста не снижаются.
Правда, рост зарплат по-прежнему сконцентрирован в государственных секторах. Получается, что потребление населения растет за счет вытеснения других категорий расходов. Но в долгосрочной перспективе такая политика невозможна, поэтому замедление роста зарплат — вопрос времени.
Премьер Дмитрий Медведев заявил на этой неделе, что медленные темпы экономического роста являются вполне закономерными: «Состояние дел в нашей, российской экономике во многом зависит от глобальных процессов. Если говорить откровенно, мы даже к этому стремились некоторое время назад. Теперь это получилось, и это происходит, учитывая встроенность нашей экономики в мировую систему. В этом есть не только плюсы, но и очевидные издержки. Когда мировая экономика начинает замедляться или входит в полосу кризисного развития, конечно, это создает и для нас соответствующие трудности».
Более пессимистичного взгляда на сложившуюся ситуацию придерживается руководитель ЦР ВШЭ Наталья Акиндинова: «Экономический кризис в России переходит в новую фазу. В сентябре практически прекратился рост потребительских расходов населения. Таким образом, последний из драйверов экономического роста со стороны спроса прекращает работать, так же, как это раньше произошло с экспортом и инвестициями. С точки зрения перспектив 2014 г. это означает, что не только динамика инвестиций не выйдет на ожидаемую правительством планку в 4%, но и достижение аналогичных темпов роста потребления оказывается под большим вопросом. Ожидание около нулевых темпов экономического роста становится консенсусной позицией не только для экспертов, но и для большинства экономических агентов».
Тем не менее Сводный опережающий индекс (СОИ), который рассчитывают ученые «Вышки», в сентябре составил 0,9%, что несколько выше минимального за последние четыре года значения, достигнутого в июле (0,4%). Эксперты отмечают позитивный (хотя и небольшой по абсолютной величине) вклад таких индикаторов, как новые заказы и закупки сырья и материалов, отражающих в конечном счете динамику внутреннего спроса.
Однако пока рано говорить о переломе общеэкономической тенденции к лучшему. Вклад финансовых факторов (реального эффективного курса рубля, индекса РТС и процентной ставки MIACR-1) по-прежнему остается отрицательным, хотя и небольшим по абсолютной величине. Отсутствие существенного роста нефтяных цен тоже не дает поводов для бурного оптимизма.