Всероссийский союз страховщиков (ВСС) представил Службе Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) предложения по совместной работе. Суть проста: страховщики просят быть с ними строже, но щедро награждать за послушание.
Разработанные страховщиками рекомендации касаются:
- регулирования и надзора за участниками страхового рынка;
- развития страхового рынка;
- защиты прав потребителей страховых услуг.
Все предложения рассчитаны на среднесрочную перспективу — до 2018—2020 гг.
В части, касающейся регулирования, ВСС просит ужесточить требования к работе регулятора. Предлагаются такие показатели работы СБРФР:
1. Количество своевременно выявленных случаев нарушения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика: более 90% случаев к 2018 г.
2. Объем потерь страхователей, выгодоприобретателей и кредиторов страховщика при его банкротстве: менее 5% от обязательств с учетом выплат из гарантийных фондов к 2018 г.
3. Доля активов высокого уровня надежности и ликвидности (в том числе на основе рейтингов и оценки уровня ликвидности): более 90% активов рынка к 2018 г.
4. Значение комбинированного коэффициента убыточности — нетто с учетом изменения расчета резервов в среднем по рынку: менее 105% к 2018 г.
5. Адекватность сформированных страховых резервов (по данным отчетов актуариев): у 95% страховщиков резервы оцениваются как адекватные к 2018 г.
6. Доля «неклассического» (в том числе налогооптимизирующего) страхования в общих объемах рынка: не более 10% по независимой экспертной оценке к 2018 г.
7. Наличие у участников рынка проработанных качественных стратегий развития: не менее 95% от числа участников к 2018 г.
8. Случаи неплатежеспособности системно значимых компаний: после 2014 г. отсутствуют.
9. Доля «проблемных» компаний на рынке от общего числа (по величине сборов) на основе стресс-тестирований: не более 5% к 2018 г.
10. Средний размер комиссионного вознаграждения: агенты — не более 20%, все посредники — не более 25% к 2018 г.
11. Внедренная система электронного документооборота с регулятором: не менее 95% от числа участников к 2018 г.
По второму разделу (развитие страхового рынка) ориентиры ВСС наметил следующие:
1. Доля страховых премий в ВВП: более 4% к 2020 г. (сейчас около 2,5%).
2. Доля страхования жизни в общей страховой премии: более 40% к 2020 г.
3. Доля добровольного страхования в общей премии: более 90% к 2020 г. (в настоящее время — около 40%).
4. Страховая премия на душу населения: более 20 000 руб. к 2020 г. (по итогам 2011 и 2012 гг. — 10 000 и 12 000 руб.).
5. Доля домохозяйств, предприятий и объектов, охваченных страхованием: более 70% к 2020 г.
6. Доля квартирного фонда, охваченного страхованием: более 70% к 2020 г.
7. Доля автовладельцев, имеющих полис автокаско: более 70% к 2020 г. (сейчас — около 38%, согласно исследованию НАФИ от 2013 г.)
8. Доля граждан, пользующихся страховыми услугами:
n с учетом ОМС: более 98% к 2020 г.;
n без учета ОМС: более 60% к 2020 г. (сейчас — 12—15%)
9. Доля граждан, пользующихся двумя и более страховыми услугами (не считая ОМС): более 40% к 2020 г.
10. Доля страхования жизни в общей премии: не менее 30% к 2020 г.
11. Доля «некредитного» страхования жизни в общей премии по страхованию жизни: не менее 70% к 2020 г.
12. Число судебных и досудебных разбирательств, связанных с несовершенством страхового законодательства: не более 5% от общего числа к 2018 г.
13. Средняя доля расходов на ведение дела страховых компаний: менее 30% к 2020 г.
14. Доля страховых выплат в покрытии ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф: не менее 50% к 2020 г.
15. Доля «прямых продаж» (call-центр, Интернет, мобильные продажи) в общей премии по страхованию физлиц: не менее 20% к 2018 г.
По третьему разделу (защита прав страхователей) важными для ВСС являются следующие параметры:
Утверждение стандартных правил страхования и повышение страховой грамотности россиян. Развитие досудебных методов решения споров. Повышение популярности страховых договоров с франшизой.
Показатели, к которым ВСС предлагает стремиться, таковы:
1. Число судебных разбирательств по страховой тематике: не более 30% от общего числа гражданских судебных разбирательств к 2018 г.
2. Число судебных/досудебных разбирательств страхователей (выгодоприобретателей), связанных с их недостаточной информированностью: не более 10% от общего числа судов по страховым вопросам.
3. Доля внесудебного урегулирования спорных вопросов в общем объеме страховых споров: более 50% к 2020 г.
4. Уровень удовлетворенности потребителей услугами страховых компаний (по опросам по всероссийской выборке): более 60% к 2020 г. (в настоящее время, если судить по исследованиями ЦСИ Росгосстраха, этот уровень даже выше — около 90%).
5. Наличие и использование унифицированных правил и продуктов: 100% компаний к 2018 г.
6. Наличие полноценного интернет-сайта с раскрытием необходимой информации: 100% компаний к 2018 г.
7. Доля досудебных решений (омбудсмен и третейский суд): не менее 80%.