Экономика Рунета составила 1,3% от ВВП России за 2012 г. Такие данные были представлены в ходе презентации исследования «Экономика Рунета 2012—2013», проведенного РАЭК и НИУ — ВШЭ при поддержке крупнейших игроков российской интернет-индустрии.
По данным исследования, объем рынков контента и сервисов составил 563 млрд руб., а рынка электронных платежей — 268,7 млрд руб., что суммарно представляет собой примерно 1,3% от ВВП России за 2012 г. При этом размеры экосистемы интернет-зависимых рынков, включающих доступ в Интернет, инвестиции в интернет-компании и электронную B2B-коммерцию составили более 4,3 трлн руб., что сравнимо с 6,9% ВВП России.
В 2013 г. средний рост исследованных сегментов интернет-экономики составит не менее 25% к объему прошлого года, что значительно превышает средний рост экономики России в целом, а также многих отдельных сегментов экономики страны.
В ходе исследования эксперты оценили наиболее активные и крупные рынки индустрии рекламы и маркетинга. Характерный рост и развитие наблюдается в области услуг по разработке интернет-сайтов, размещению рекламы в Интернете, продвижению товаров и услуг в социальных медиа- и поисковых системах. Так, объем рынка медийной рекламы составил 19,20 млрд руб., что на 21% больше, чем в 2011 г. Ожидаемый рост в 2013 г. составит еще 16%.
Контекстная реклама за 2012 г. набрала в объеме 37,55 млрд руб., что составило рост в 55%. Прогноз на 2013 г., по оценке специалистов, составит еще 28%. Видеореклама за текущий промежуток времени выросла на 118%, до 1,74 млрд руб., и ожидаемый прогноз на текущий год составляет 72%. Поисковая оптимизация за прошедший год набрала 10,24 млрд руб., что в процентном показателе составило рост на 20%. Почти аналогичный рост (19%) ожидается по итогам 2013 г. Рынок маркетинга и коммуникации в социальных сетях был оценен на 2012 г. в объеме 4,67 млрд руб., с перспективами роста в 32%.
Объем доменного рынка: 2,18 млрд руб., и хостинг-индустрия 4,38 млрд руб. Объем рынка SaaS-решений (программное обеспечение как услуга) в Рунете был оценен в 3,22 млрд руб. в 2012 г. с ожидаемым ростом в 53%.
Наконец, самостоятельно был оценен игровой рынок, включая цифровую доставку игровых приложений через Интернет, игры в социальных сетях и на мобильных платформах, а также продажу виртуальных товаров и сервисов внутри игровых приложений. Объем рынка игр составил 28,58 млрд руб. в 2012 г.
Самым крупным сегментом интернет-рынка остается электронная торговля. Этот сектор эксперты исследовали в четырех сегментах: онлайн-ретейл в объеме 284,96 млрд руб.; электронные платежи в объеме 268,7 млрд руб., а также рынок цифрового контента в Интернете (видео, музыка, книги), который составил 5,07 млрд руб. Сегмент онлайн-трэвел достиг отметки в 153,20 млрд руб., увеличившись на 40% по сравнению с предыдущим годом. Прогноз роста в сегменте путешествий на 2013 г. — 29%.
В целом объем интернет-торговли в 2013 г. может стать больше на 22%. При этом эксперты уверены, что рост этому сегменту в ближайшие пять лет обеспечен при любом сценарии развития экономики. В частности, в материалах исследования говорится о четырех возможных сценариях.
Наиболее оптимистичным является инновационный сценарий, предусматривающий, что рост рынка до 2018 г. составит 35—40%. Его реализация возможна только на фоне улучшения делового климата и при благоприятной экономической конъюнктуре в целом. Кроме того, этот вариант предусматривает, что государство не будет вмешиваться в регулирование отрасли за исключением ряда мер по стимулированию внутреннего рынка, в частности сегмента безналичных платежей.
При стабилизационном сценарии (законодательство в сфере регулирования Интернета сохранится в текущем виде) объем интернет-индустрии станет больше на 15—20%, при негативном (ухудшение регуляторной среды, ситуация с деловым климатом на том же уровне) — на 6—10%. В случае глубокого кризиса среднегодовой рост рынка составит 3—6%, но будет наблюдаться только в отдельных сегментах, например в электронной коммерции.
к сведению
Интернет стирает границы
Согласно данным Data Insight, объем мирового рынка трансграничных интернет-покупок в 2013 г. достигнет 105 млрд долл. Регулярно услугами иностранных интернет-магазинов пользуется 94 млн зарубежных покупателей. К 2018 г. эти показатели, как ожидается, вырастут примерно до 307 млрд и 130 млн человек.
Наибольшей популярностью среди интернет-покупателей пользуются продавцы из США (45%), далее следуют Великобритания (37), континентальный Китай (26), Гонконг (25), Канада (18), Австралия (16) и Германия (14%).
Чаще всего за границей приобретают одежду, обувь и аксессуары (12,5 млрд долл.), товары для красоты и здоровья (7,6 млрд долл.), гаджеты и компьютерное оборудование (по 6,0 млрд долл.), ювелирные украшения, драгоценные камни и часы (5,8 млрд долл.), а также бытовую электронику (5,4 млрд долл.). Как правило, люди совершают интернет-покупки у иностранных продавцов для того, чтобы: «сэкономить» (80%) и «приобрести то, что недоступно на местном рынке» (79%).