На вопросы «ЭЖ» о четвертом антимонопольном пакете ответил Сергей Пузыревский, начальник правового управления ФАС России.
«ЭЖ»: Для чего необходимо снятие иммунитета на антимонопольное регулирование соглашений в сфере осуществления исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности?
С.П.: В зарубежных практиках, если патент используется как угроза конкуренции, то на его владельца распространяются антимонопольные санкции. В нашей стране, если ты обладаешь исключительными правами, то можешь делать все что вздумаешь. С позиции конкуренции — это несправедливо. Мы ни в коем случае не покушаемся на изобретение, оно твое. Но если ты передаешь его за деньги, то делай это по правилам Гражданского кодекса РФ. Если на основе твоего изобретения уже выпускается промышленный товар (к примеру, автомобиль), то он продается на рынке согласно общим правилам товарного обращения. Уточняю — именно товар, а не изобретение. И мы сейчас объясняем всем, что антимонопольное законодательство распространяется на товар, произведенный с использованием исключительных прав. И не более того.
Э.Ж.: Почему ФАС России предлагает отменить допустимость соглашений о совместной деятельности, если такие соглашения ведут к техническому прогрессу и выгодам для потребителей?
С.П.: Если внимательно прочитать текст самих поправок, то там введены как минимум три дополнительные нормы, которые развивают данный институт. В Законе о защите конкуренции остается допустимость таких соглашений. Мы четко прописали, что компания может обратиться с соглашением о совместной деятельности в антимонопольную службу, и орган в течение 30 суток должен дать ей заключение о том, что такое соглашение допустимо и соответствует антимонопольному законодательству. Такому предприятию уже не нужно будет опасаться обвинения о создании картеля и соответствующих санкций.
«ЭЖ»: Зачем необходимо введение правил недискриминационного доступа на товары субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке?
С.П.: Нам много говорят о большом количестве антимонопольных дел. Так вот правила недискриминационного доступа помогут сократить их количество примерно на тысячу.
«ЭЖ»: Представители бизнеса обеспокоены требованием ввести регулирование правил торговой практики. Справедливы ли опасения, что эта мера затормозит развитие новых коммерческих практик, а публичность существующих только поможет образованию картелей?
С.П.: В первую очередь надо понимать, какой бизнес обеспокоен. Малый бизнес как раз все понимает, и, конечно, ему это выгодно, а вот доминирующим субъектам — нет.