Субсидии, выделенные сельхозпроизводителю для компенсации части расходов на уплату процентов по кредитам, не подлежат учету в составе внереализационных доходов
(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.08.2013 по делу № А38-4480/2012)
Индивидуальный предприниматель — глава КФХ и плательщик сельхозналога — получил от республиканского Министерства сельского хозяйства и продовольствия субсидии в качестве компенсации затрат по оплате процентов по кредитам, полученным на приобретение средств химической защиты растений и минеральных удобрений.
В ходе выездной проверки налоговики обнаружили, что указанные средства не были учтены коммерсантом в составе внереализационных доходов при определении налоговой базы по ЕСХН. Посчитав данный факт нарушением налогового законодательства, фискалы доначислили сельхозналог, а также соответствующие пени и штраф. Отстоять свои интересы предпринимателю удалось в судебном порядке.
Принимая сторону налогоплательщика, арбитры трех инстанций исходили из следующего.
При определении объекта налогообложения плательщики ЕСХН учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (п. 1 ст. 346.5 НК РФ). Внереализационные доходы определяются в соответствии со ст. 250 НК РФ. Доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, не учитываются.
В частности, не учитываются целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц, использованные по назначению. При этом получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет (п. 2 ст. 251 НК РФ). Если это условие не выполняется, то такие средства подлежат налогообложению с даты их получения (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями. Если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже осуществлены получателем, то последний полностью или частично обязан возместить понесенные расходы. Данная правовая позиция приведена в п. 1 информационного письма ВАС РФ от 22.12.2005 № 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».
Суды установили, что для получения субсидий глава КФХ представил в уполномоченный орган документы, подтверждающие выполнение обязательств по погашению основного долга и уплату процентов, начисленных в соответствии с кредитным договором, и документы, подтверждающие целевое использование этих средств.
Таким образом, предоставление налогоплательщику субсидий было произведено после уплаты им процентов по кредитам, то есть по факту их возникновения.
Вместе с тем коммерсант вел раздельный учет средств полученных субсидий и расходов, на компенсацию которых были выделены субсидии.
С учетом названных обстоятельств арбитры пришли к выводу, что спорная сумма бюджетных средств была выделена предпринимателю как целевое финансирование сельхозпроизводителя для компенсации части затрат, произведенных на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях, и не подлежала учету в качестве доходов, облагаемых единым сельскохозяйственным налогом.