В начале ноября Президент РФ подписал два закона, которые вносят поправки как в первую, так и во вторую части Налогового кодекса. Основные новации касаются налога на имущество организаций, транспортного налога и налога на прибыль. Рассмотрим наиболее значимые нововведения.
Новый порядок расчета налога на имущество по недвижимости
Начнем с самой существенной новации. Она введена Федеральным законом от 02.11.2013 № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (текст закона см. на с. 12).
Со следующего года региональным властям дано право устанавливать особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимости (п. 2 ст. 372 НК РФ). Разработанный законодателями вариант определения налоговой базы по такому имуществу кардинально отличается от существующего способа расчета налоговой базы.
Сразу скажем, что введение нового порядка неизбежно приведет к значительному увеличению налоговой нагрузки собственников определенной группы объектов недвижимости.
Два варианта
С 1 января 2014 г. в ст. 375 НК РФ будут присутствовать два варианта определения налоговой базы. Первый (общепринятый) заключается в расчете налоговой базы исходя из среднегодовой стоимости имущества. Второй вариант — налоговая база по объектам недвижимости рассчитывается исходя из их кадастровой стоимости, определенной по состоянию на начало налогового периода. Как видите, во втором варианте налоговая база будет иметь относительно постоянный размер и не будет из года в год уменьшаться, как предусмотрено сейчас. И если учесть, что кадастровая стоимость недвижимости уверенно приближается к рыночным ценам, то можно смело сказать, что сумма налога по таким объектам возрастет в разы.
Налоговая база по указанным объектам недвижимости будет определяться отдельно (п. 1 ст. 376 НК РФ). Соответственно, средняя стоимость имущества и среднегодовая стоимость имущества будут рассчитываться без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость (п. 4 ст. 376 НК РФ).
Перечень объектов
Порядок расчета налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимости установлен в новой ст. 378.2 НК РФ. Итак, кого же коснутся изменения? Нововведения затронут организации, у которых на балансе есть следующие виды недвижимости:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
- нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
- объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства.
Определимся с понятиями
Чтобы компании не путались с терминологией, законодатели сразу прописали, что будет для целей налогообложения налогом на имущество подразумеваться под тем ли иным объектом недвижимости.
Административно-деловой центр — это отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение). При этом помещения в нем могут принадлежать как одному, так и нескольким собственникам. Чтобы признать объект административно-деловым центром, он должен отвечать хотя бы одному из следующих условий:
- земельный участок, на котором расположено здание (строение, сооружение), должен предусматривать один из видов разрешенного использования размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Для второго условия выдвинуты свои требования. Первое — назначение помещений общей площадью не менее 20% от общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Второе — фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20% его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Торговый центр (комплекс) — это отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам. При этом оно должно отвечать хотя бы одному из условий, которые точно такие же, как и для признания объекта административно-деловым центром.
Во-первых, должно выполняться требование по разрешенному использованию земельного участка, на котором расположен объект (оно должно предусматривать размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания).
Во-вторых, здание (строение, сооружение) должно быть предназначено для использования или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом объект признается предназначенным для использования в указанных целях, если назначение помещений общей площадью не менее 20% от общей площади этого объекта в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
А фактическим использованием объекта признается использование не менее 20% его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Если же офисы, магазины, объекты общепита и (или) бытового обслуживания расположены в нежилом помещении, то оно признается фактически задействованным по указанным назначениям при использовании не менее 20% его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Действия властей
Введение особого порядка определения налоговой базы в отношении объектов недвижимости (за исключением недвижимости иностранных организаций) отдано на откуп субъектам РФ. Соответствующая поправка, позволяющая субъектам РФ устанавливать особенности определения налоговой базы, внесена в п. 3 ст. 12 НК РФ и вступила в силу с 3 ноября 2013 г.
Однако в отношении налога на имущество региональные власти могут принять соответствующий закон только после утверждения ими в установленном порядке результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости. Обратите внимание: если в соответствии с законодательством РФ определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не установлена, налоговая база в отношении этого помещения рассчитывается как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.
После того как закон будет принят, вернуться к определению налоговой базы по недвижимости, рассчитываемой исходя из ее среднегодовой стоимости, будет нельзя.
Если региональные власти приняли решение об определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости недвижимости, то уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода (календарного года):
- определить на этот год перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговой базой является кадастровая стоимость;
- направить перечень в налоговые органы по месту нахождения таких объектов;
- разместить перечень в Интернете на своем официальном сайте.
Если в течение года будут выявлены объекты недвижимости, которые по каким-либо причинам не были включены в перечень, то они попадут туда только на следующий год. То есть в течение календарного года перечень корректировке не подлежит.
Расчет и уплата налога
Налог и авансовые платежи в отношении имущества, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость, рассчитываются в общем порядке, то есть по правилам ст. 382 НК РФ, но с учетом некоторых особенностей. Их всего три.
Первая — сумма авансового платежа рассчитывается по окончании отчетного периода как одна четвертая часть кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января календарного года, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
Вторая — если кадастровая стоимость объекта недвижимости была установлена не на первое число календарного года, а позднее или же указанный объект не был включен в перечень, то налоговая база, а также суммы налога (авансовых платежей) рассчитываются исходя из среднегодовой стоимости имущества.
Третья — объект недвижимости подлежит налогообложению у его собственника.
Что касается уплаты налога (авансов), то собственник недвижимости перечисляет соответствующие платежи в бюджет по месту нахождения каждого объекта. При расчете суммы налога (аванса) нужно использовать те налоговые ставки, которые установлены на территориях субъектов РФ, где располагаются объекты недвижимости.
Региональные власти самостоятельно устанавливают налоговые ставки по объектам недвижимости, в отношении которых налоговой базой является их кадастровая стоимость. Но эти ставки не могут превышать следующих значений:
- для Москвы: в 2014 г. — 1,5%, в 2015 г. — 1,7, в 2016 г. и последующие годы — 2%;
- для иных субъектов РФ: в 2014 г. — 1,0%, в 2015 г. — 1,5, в 2016 г. и последующие годы — 2%.
Особенности для иностранных компаний
Как мы уже отметили выше, новый порядок определения налоговой базы со следующего года будут применять и в отношении объектов недвижимости иностранных организаций (подп. 3 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Здесь нужно учесть следующие моменты.
Во-первых, если по указанным объектам кадастровая стоимость не определена, то налоговая база принимается равной нулю (п. 14 ст. 378.2 НК РФ).
Во-вторых, в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества иностранных организаций, расчет суммы налога (авансовых платежей) в отношении данных объектов осуществляется с учетом коэффициента. Он определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты недвижимости находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Транспортный налог: неясности больше нет
Федеральным законом от 02.11.2013 № 306-ФЗ (далее — Закон № 306-ФЗ) откорректировано понятие «место нахождения транспортных средств», содержащееся . Необходимость такой поправки возникла после того, как с 24 августа 2013 г. вступили в силу изменения, внесенные в указанную норму Кодекса Федеральным законом от 23.07.2013 № 248-ФЗ (далее — Закон № 248-ФЗ). Они доставили много проблем компаниям, у которых транспортные средства закреплены за обособленными подразделениями или же переданы в лизинг. Напомним суть проблемы.
С 24 августа 2013 г. местом нахождения транспортных средств стало являться место нахождения собственника имущества. До этого под ним понималось место государственной регистрации транспортных средств, а при его отсутствии — место нахождения собственника транспортных средств.
Согласно п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог, а также авансовые платежи по нему перечисляются в бюджет по месту нахождения транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ). Как видите, изменения, внесенные в подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ, напрямую касаются порядка расчетов по транспортному вопросу. Поэтому у бухгалтеров и возникли вопросы, куда платить транспортный налог, если автотранспорт зарегистрирован по месту нахождения обособленного подразделения или же по месту нахождения лизингополучателя. Ведь собственниками такого имущества является головная организация либо лизингодатель.
На помощь пришли специалисты Минфина России. Они согласились, что после вступления в силу Закона № 248-ФЗ возникла неопределенность в порядке уплаты транспортного налога. При этом финансисты отмечали, что порядок постановки на налоговый учет компаний по принадлежащим им транспортным средствам не изменился. В рассматриваемом случае постановка на учет будет осуществлена на основании сведений, предоставленных налоговикам органами ГИБДД (письма Минфина России от 04.09.2013 № 03-05-04-04/36435, от 04.09.2013 № 03-05-05-04/36441, от 14.10.2013 № 03-05-05-04/42748, от 14.10.2013 № 03-05-05-04/42742, от 14.10.2013 № 03-05-05-04/42755).
Порядок государственной регистрации транспортных средств в органах ГИБДД также не претерпел изменений. Он по-прежнему допускает постановку на учет автотранспорта как по месту нахождения обособленных подразделений, так и по месту нахождения лизингополучателя (п. 24.2, п. 48.2 Порядка регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001). Таким образом, органы ГИБДД укажут действительное место государственной регистрации транспортных средств, которое и будет перенесено налоговиками в уведомление о постановке компании на налоговый учет.
Но чтобы избежать дальнейших разночтений Минфин России в письме от 04.09.2013 № 03-05-04-04/36435 предложил для обеспечения определенности применения подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ согласовать внесение изменений в указанную норму Кодекса. Финансисты предложили слова «место нахождения (жительства) собственника имущества» заменить словами «место нахождения организации (обособленного подразделения), место жительства физического лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства».
Законодатели прислушались к мнению финансового ведомства и внесли в спорную норму Кодекса соответствующие изменения. Теперь местом нахождения транспортных средств будет признаваться место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством РФ зарегистрировано транспортное средство. Таким образом, спорная ситуация разрешена. Поправки вступают в силу по истечении месяца после официального опубликования (закон размещен 3 ноября 2013 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru).
Изменения для налога на прибыль
Закон № 306-ФЗ в числе прочих внес две значимые для большинства налогоплательщиков поправки в главу 25 НК РФ. Они касаются порядка расчета дивидендов и признания в составе расходов процентов по долговым обязательствам.
Откорректирована формула для налога с дивидендов
Формула для расчета суммы налога на прибыль, подлежащей удержанию из доходов получателя дивидендов, приведена в ст. 275 НК РФ. В этой формуле присутствует показатель «Д», характеризующий общую сумму дивидендов, полученную компанией — налоговым агентом в текущем отчетном (налоговом) периоде и предыдущем отчетном (налоговом) периоде к моменту распределения дивидендов в пользу участников (учредителей).
В Налоговом кодексе прямо не сказано, какой отчетный (налоговый) период считать предыдущим. Налоговые органы высказали свою точку зрения по этому вопросу в письме ФНС России от 10.06.2013 № ЕД-4-3/10475. Обратившись за помощью к Словарю русского языка С.И. Ожегова, налоговики пришли к выводу, что предыдущим является период, непосредственно предшествующий текущему отчетному (налоговому) периоду. Кроме того, налоговые органы обратили внимание на то, что в ст. 275 НК РФ слово «предыдущий» используется в единственном числе. Поэтому компании не могут выбрать другой период (более ранний по отношению к текущему периоду).
Таким образом, организации при расчете суммы налога могут учесть дивиденды, полученные самим налоговым агентом только за два года (текущий и предыдущий). То есть, например, для 2013 г. предыдущим периодом может быть только 2012 г.
Аналогичной позиции ранее придерживался и Минфин России (см., например, письма от 18.09.2012 № 03-03-06/1/484, от 29.10.2010 № 03-03-06/2/187). Однако в 2013 г. специалисты финансового ведомства изменили свой подход к рассматриваемому вопросу. Так, в письме от 23.07.2013 № 03-03-0/1/28891 финансисты указали, что при определении показателя «Д» в формуле расчета суммы налога с доходов в виде дивидендов нужно учитывать дивиденды, полученные во всех предшествующих периодах, при условии, что ранее данные суммы не учитывались налогоплательщиком при выплате дивидендов своим участникам.
В письме от 23.07.2013 № 03-03-0/1/28891 Минфин России отметил, что в указанной норме Кодекса действительно есть неясность законодательства о налогах и сборах. Именно эту неясность и устранил Закон № 306-ФЗ.
Законодатели внесли поправки в формулу расчета суммы налога с дивидендов. Теперь в расчет включается общая сумма дивидендов, полученных российской организацией в текущем отчетном (налоговом периоде) и предыдущих отчетных (налоговых) периодах к моменту распределения дивидендов в пользу участников, при условии, что указанные дивиденды ранее не учитывались при определении налоговой базы по дивидендам.
Изменения вступят в силу с 1 января 2014 г.
Порядок признания процентов по кредитам
Закон № 306-ФЗ продлил действие п. 1.1 ст. 269 НК РФ. Напомним, что в этой норме Кодекса установлены предельные размеры процентов по долговым обязательствам, которые можно учесть при расчете налога на прибыль. Сейчас в ней зафиксировано следующее правило. При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору организации предельная величина процентов равна:
- для долговых обязательств в рублях — ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка, увеличенную в 1,8 раза;
- для долговых обязательств в иностранной валюте — произведению ставки рефинансирования Центрального банка и коэффициента 0,8.
Такое правило введено в ст. 269 НК РФ в 2010 г. Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ, и предполагалось, что оно будет действовать с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. Потом действие этого порядка продлили до 31 декабря 2013 г. (Федеральный закон от 29.11.2012 № 206-ФЗ). Теперь же оно продлено еще на год, то есть до 31 декабря 2014 г.