Герман Греф представил новую стратегию Сбербанка, в которой обещано за пять лет удвоить показатели чистой прибыли и активов.
В документе, в частности, фиксируются конкурентные преимущества крупнейшего банка России и описываются сложности, с которыми ему предстоит столкнуться в стратегической перспективе.
Говоря о преимуществах, авторы стратегии в первую очередь указывают на значительную клиентскую базу — от розничных клиентов и индивидуальных предпринимателей до крупнейших холдингов и транснациональных корпораций во всех регионах страны; еще указывают на огромный масштаб операций, на широкий спектр финансовых услуг и мощный бренд.
К проблемам Сбербанка в его стратегии отнесены:
- недостаточно эффективное использование огромной клиентской базы и знаний о клиентах, что выражается в незначительной доле перекрестных продаж, недостаточно высокой доли в расходах клиентов на финансовые услуги и скромном числе продуктов и услуг, проданных одному клиенту;
- недостаточная надежность и масштабируемость процессов и систем, что влечет сбои в обслуживании клиентов, а это репутационные риски, грозяшие снижением доверия к Сбербанку в частности и к безналичным расчетам в целом;
- недостаточная зрелость управленческих систем и процессов;
- недостаточная эффективность в управлении расходами.
Задачи банк ставит такие:
- для всех клиентов (особенно розничных и представителей малого и микробизнеса) должен быть обеспечен доступ к банковским услугам в любой момент времени и из любой точки мира по той технологии, которую они предпочитают;
- должна повыситься оперативность работы банка и улучшиться ее персонализация;
- нужно обеспечить полноценное присутствие Сбербанка в социальных сетях;
- соответствовать неоднородности клиентов, поддерживать множество моделей обслуживания.
И это должно позволить Сбербанку за пять лет удвоить показатели чистой прибыли и активов и поддерживать ее рост на уровне 14—16%, добиться прорыва в эффективности управления расходами, повысить показатели достаточности капитала первого уровня, а рентабельность собственного капитала удержать выше мировых аналогов.
Результаты деятельности Сбербанка за 10 месяцев 2013 г. в сравнении
|
10 месяцев 2013 г. |
10 месяцев 2012 г. |
Изменение |
III кв. 2013 г. |
II кв. |
I кв. |
Кредиты, млрд руб. |
11 149 |
9 690 |
15% |
10 895 |
10 323 |
9 950 |
Активы, млрд руб. |
15 088 |
12 860 |
17% |
14 848 |
14 329 |
13 505 |
Все депозиты, млрд руб. |
10 219 |
9 077 |
13% |
10 217 |
10 322 |
9 557 |
Чистый процентный доход, млрд руб. |
583 |
504 |
16% |
124 |
171 |
163 |
Чистый непроцентный доход, млрд руб. |
179 |
158 |
14% |
38 |
55 |
46 |
Операционные расходы, млрд руб. |
–306 |
–280 |
9% |
–69 |
–101 |
–75 |
Прибыль до создания резервов, млрд руб. |
491 |
416 |
18% |
97 |
135 |
147 |
Резервы, млрд руб. |
–100 |
–42 |
138% |
–16 |
–22 |
–25 |
Чистая прибыль, млрд руб. |
319 |
297 |
7% |
66 |
94 |
97 |
Рентабельность капитала, % |
21,8 |
24,6 |
21,9 |
22,4 |
23,3 |
|
Чистая процентная маржа, % |
5,7 |
5,7 |
0 |
5,9 |
5,8 |
5,7 |
Операционные расходы к валовым доходам, % |
38,2 |
40,2 |
41,6 |
42,8 |
33,8 |
|
Стоимость риска, % |
1,1 |
0,6 |
+50 базовых пунктов |
1,4 |
0,9 |
1,1 |
Отношение кредитов к депозитам, % |
103 |
100 |
101 |
94 |
98 |
|
Источник: Сбербанк, Deutsche Bank