Эксперты международной компании SITA, специализирующейся на информационных и телекоммуникационных решениях для авиатранспортной отрасли, провели самые первые исследования в отношении перспектив использования носимых компьютеров в авиакомпаниях и аэропортах.
По мнению генерального директора компании SITA Франческо Виоланте (Francesco Violante), технологии сегодня стали незаменимым инструментом для подавляющего большинства пассажиров: «Наше исследование в этом году показало, что 90% из них помогли во время поездок. Возможности для дальнейшего улучшения сервиса уже здесь — со смартфонами в руках пассажиры могут воспользоваться самыми передовыми мобильными услугами. Пассажиры к этому уже готовы. Мы стоим перед чертой, за которой должно начаться повсеместное массовое использование мобильных решений».
Исследование этого года указывает на то, что следует предложить услуги мобильного обслуживания, которые облегчат бронирование авиабилетов и прохождение всех других необходимых процедур. Совершенствование данных сервисов для смартфонов является ключом к увеличению их использования. Авиакомпании и аэропорты, которые поймут это и предоставят пассажирам простые в использовании услуги мобильного обслуживания, будут вознаграждены ростом количества совершенных операций и признательностью довольных обслуживанием пассажиров, считает глава SITA.
Гаджеты не только для пассажиров
Согласно последним результатам исследований SITA Lab, неотъемлемой частью аэропорта будущего будут «умные» часы, интерактивные очки и другие носимые компьютерные устройства. Обозреватели технологических новинок позиционируют носимые компьютеры — устройства, которые можно носить с собой на теле, — в качестве прорывного решения, которое может принципиально изменить подходы к работе с информацией, ее использованию и обработке. Самый большой ажиотаж в настоящее время вокруг «умных» часов и интерактивных очков, о которых объявили такие гиганты, как Sony, Samsung и Google. По предварительным оценкам, в 2013 г. будет выпущено свыше 1,2 млн «умных» часов.
Рынок носимых устройств до недавнего времени был представлен только интеллектуальными головными гарнитурами. Однако компания Google в начале 2013 г. осуществила в этой сфере прорыв, представив на рассмотрение избранной группе пользователей новое головное устройство с дисплеем, получившее название Google Glass. Еще до массового внедрения новой технологии SITA Lab в числе еще нескольких выбранных компаний-разработчиков получила для тестирования сразу два устройства — Google Glass и Vuzix M100. Экспертами SITA были проведены исследования различных возможностей использования этих устройств персоналом авиакомпаний и аэропортов.
Технический директор компании SITA Джим Питерс (Jim Peters), выступая на Европейской авиационной конференции SITA ICT Forum в Вене, сказал: «Носимые компьютерные устройства, такие как Google Glass, открывают новые возможности для повышения эффективности работы персонала, позволяя без помощи рук получать информацию от традиционных систем регистрации и бронирования. Информационное взаимодействие в данном случае может осуществляться как посредством видеоанализа того, что видит сотрудник, например изображения посадочного талона или багажной квитанции, так и с помощью распознавания голоса, или путем комбинирования двух методов. Неудивительно, что наши исследования этой развивающейся технологии показывают, что существуют вопросы, требующие решения. Это неизбежно для любой новой технологии. Эксперты SITA Lab несколько лет назад наблюдали те же проблемы при тестировании первых смартфонов».
В рамках тестирования новых устройств SITA Lab разработала приложение SWIFT Boarding, использующее встроенные в головное устройство дисплей и камеру в качестве сканера. Приложение предназначено для того, чтобы дать возможность авиаперсоналу с помощью интерактивных очков одновременно безопасно сканировать и проверять посадочные талоны и паспорта в зоне вылета пассажиров. Оба документа считываются один за другим, и приложение проверяет, принадлежат ли они одному человеку.
Приложение SWIFT подтвердило удачность новой концепции обработки информации. Проездные документы и карты часто летающих пассажиров могут с успехом сканироваться с помощью подобных интерактивных очков. Однако данные устройства пока еще недостаточно быстро работают, чтобы соответствовать требованиям к скорости обслуживания пассажиропотока в аэропортах. Проверка документов занимает больше принятого в авиаотрасли временного стандарта — одной секунды, что делает невозможным их использование в качестве альтернативы существующим системам, по крайней мере до тех пор, пока не будут разработаны более мощные интерактивные очки.
Дж. Питерс считает, что исследование SITA с определенностью указывает на то, что данные технологии должны сперва стать более надежными и более дешевыми. Только в этом случае их можно будет начать использовать в авиатранспортной отрасли. Качество камеры также нуждается в улучшении. В настоящее время для успешного сканирования документов требуются почти идеальные условия освещенности в аэропорту. Наконец, также следует обратить внимание на такие вопросы, как необходимая пропускная способность для их широкого использования, время автономной работы и, конечно, культурные и социальные аспекты, имеющие место и для пассажиров, и для сотрудников.
Сходные проблемы SITA Lab ранее уже выявляла на начальном этапе использования технологий, применяемых в смартфонах. Поэтому ожидается, что все выявленные сейчас недочеты будут устранены в течение 1—1,5 лет с момента выпуска новых устройств. После этого у носимых компьютеров появятся многообещающие перспективы, предполагающие новые инновационные способы их использования в авиатранспортной отрасли. Данное исследование SITA Lab как одно из самых первых имеет ключевое значение для определения способов применения новых технологий в авиаиндустрии.
В аэропорту смартфон незаменим
Напомним, что запрет на использование сотовых телефонов в самолетах был введен в 1991 г., совпав, таким образом, с резким ростом их популярности. В 1990-х гг. мобильные операторы и производители воздушных судов инициировали исследования возможного влияния радиопередающих устройств на бортовые системы. Было установлено, что при определенных условиях мобильная связь на самом деле способна оказывать влияние на показания бортовых приборов. Десятилетие для электроники — целая эпоха. За это время наука и техника ушли далеко вперед, и мощность излучения мобильных устройств стала значительно ниже. С каждым новым исследованием влияние мобильников на безопасность полетов находило все меньшее подтверждение. Тем не менее запрет на пользование связью на борту все еще остается неким рудиментом.
Однако это совсем не значит, что современные смартфоны совершенно бесполезны в авиаперелетах. Более 90% авиапассажиров говорят, что технологии помогают им во время путешествий. Однако практика использования смартфонов при заказе туристических услуг пока не получила широкого распространения. Даже несмотря на то, что согласно опубликованному ежегодному исследованию «Обзор тенденций использования пассажирами IT-технологий на воздушном транспорте» (2013 SITA/Air Transport World Passenger IT Trends Survey) смартфоны имеются уже у трех из четырех пассажиров, при этом среднемировой показатель составляет 40% для всего населения.
Исследование, проведенное в шести крупнейших аэропортах мира, в котором приняли участие 2489 пассажиров, включая представителей бизнеса, туристов, случайных людей и часто летающих пассажиров из более чем 70 стран мира, показало, что технически подкованные и обладающие необходимыми мобильными устройствами пассажиры настороженно относятся к использованию новейших технологических решений.
Большинство пассажиров, имеющих смартфоны, до сих пор еще не перешли на использование технологий мобильного обслуживания, хотя и говорят, что сделают это. Несмотря на положительную тенденцию в последние годы, фактические показатели использования этих услуг, таких как регистрация на рейс и бронирование, остаются ниже 5%. Большинство пассажиров — 78% — называют среди причин, по которым они пока не пользуются мобильными решениями, недостаточное их удобство и технические ограничения своих телефонов. Согласно исследованию, 69% опрошенных респондентов бронировали свои билеты через веб-сайт, и 20% использовали киоски для самостоятельной регистрации на рейс в день вылета. Данные цифры соответствуют уровню аналогичных показателей за прошлый год. Это свидетельствует о том, что первая волна внедрения технологий самообслуживания пассажиров завершилась, а использование таких ИТ-решений заняло свое прочное место при организации авиаперелетов.
Следующая волна, которая нас ждет, — это широкое внедрение технологий мобильного обслуживания пассажиров. Чтобы убедить людей изменить свои привычки, необходимо добавить в новые технологии дополнительную ценность, которой бы не обладал существующий набор технологических решений. Пассажиры говорят, что информационные услуги — это то, что они хотят больше всего использовать на своих мобильных телефонах. При этом 63% утверждают, что будут использовать свои мобильные для поиска авиабилетов, и 58% — для проверки статуса рейса. Это сопоставимо с 29% тех, кто желает получать сообщения о промоакциях на свои телефоны, и с 37%, кто намерен с помощью мобильного покупать билеты.
Уникальные технические опции смартфонов, такие как локализация и персонализация, дают возможность как авиакомпаниям, так и аэропортам предлагать пассажирам гораздо более персонализированные и интуитивно понятные услуги — в нужное время и в нужном месте.
к сведению
Интернет на борту самолета
Временное (как считают эксперты) отсутствие на борту самолета мобильной связи с лихвой компенсируют активно внедряемые здесь интернет-технологии. С широким распространением сетей 3G и технологии Wi-Fi появилась возможность использования портативных компьютеров в салонах воздушных судов. Повсеместным явлением это пока назвать трудно. Но прогресс заметен.
Инициатором применения Интернета на борту еще в 2001 г. стала компания Boeing. Американцы предложили устанавливать оборудование, позволяющее оградить системы самолета от помех благодаря вынесению антенны за внешнюю обшивку и размещения специальных приборов, заглушающих сигналы мобильных устройств, находящихся в салоне. Базовая станция, которая обеспечивает связь пассажиров с внешним миром, осуществляет трансляцию через Wi-Fi или Ethernet. Скорость соединения при такой технологии может достигать 20 мегабит в секунду.
Разработчик все же отказался от прорывной идеи, но дело его не почило в бозе. Современные системы основаны на тех же принципах, предложенных Boeing, — базовая станция на борту, наземные ретрансляторы. В салоне сигнал передается посредством Wi-Fi, к которому можно подключиться с любого устройства — телефона, ноутбука, планшета и т.д.
Новые веяния коснулись и отечественных эксплуатантов. Первым на интернет-линейку вышел «Аэрофлот», заключив договор с «Мегафоном» на установку соответствующего оборудования в нескольких своих лайнерах Airbus А321 и Airbus А330. Связь осуществляется по GPRS. Скорость доступа закономерно низкая, а трафик тарифицируется по 100 кБ и стоит 44 руб. за тарифную единицу. Дорого это или не очень, зависит от кредитоспособности пассажиров и конкретных обстоятельств.
За рубежом наибольших успехов в этой области добилась компания Aircell, запустившая в 2008 г. сервис Gogo Inflight Internet. Вскоре им воспользовались American Airlines, Virgin America, AirTran Airways, Alaska Airlines и другие. Стоимость услуги для пассажиров составляет 12 долл. 95 центов при длительности полета свыше трех часов. При этом пассажиры получают полный безлимитный доступ. Разумеется, не осталась в стороне Lufthansa с нелимитированным доступом в сеть на дальних рейсах. Часовой пакет стоит порядка 11 евро.
Словом, пока Интернета в воздухе явно недостаточно, но услуга имеет большие шансы распространиться повсеместно. Особенно на радость скучающим авиапассажирам дальнемагистральных рейсов.