Правительство утвердило Стратегию развития сферы информационных технологий до 2020 г. К 2017 г. все органы власти перейдут на электронный документооборот, что требует технологичного оборудования, которое смогут производить и обслуживать как мелкие, так и крупные компании. Государство будет выступать заказчиком их работ и услуг, а крупные отечественные компании могут инвестировать средние и малые. В результате, несмотря на мобильность в данной сфере, бизнес имеет шансы остаться в России.
Непривязанность компаний к конкретной территории и мобильность некоторых специалистов в области информационных технологий натолкнули власть имущих на разработку плана по улучшению условий открытия и ведения бизнеса именно в России (распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р «Об утверждении Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014—2020 годы и на перспективу до 2025 года», далее — Стратегия).
Правительство РФ в рамках реализации Стратегии поставило следующие цели:
- развитие сферы информационных технологий до полноценной отрасли российской экономики, создающей высокопроизводительные рабочие места и обеспечивающей выпуск высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции;
- обеспечение различных сфер экономики качественными информационными технологиями с целью повышения производительности труда;
- обеспечение высокого уровня информационной безопасности государства, индустрии и граждан.
Для этого предполагается улучшить институциональные условия для работы компаний в России и снизить административные барьеры, развить механизмы поддержки малого бизнеса, включая акселераторы, бизнес-инкубаторы, технопарки и иные подобные институты, создать дополнительные возможности для выкупа долей в уставном капитале компаний отрасли информационных технологий российскими инвесторами путем расширения пула крупных компаний отрасли информационных технологий в России за счет рыночных механизмов и др.
Госрегулирование ИТ станет менее обременительным
Что касается институциональных условий, то в отдельных регионах России в 2014—2016 гг. в пилотном режиме могут быть введены положительно зарекомендовавшие себя за рубежом налоговые механизмы стимулирования инновационной и исследовательской деятельности.
Кроме того, планируется создание благоприятного фискального режима. Учитывая, что в рассматриваемой сфере до 80% затрат компаний и индивидуальных предпринимателей уходит на фонд оплаты труда, то снижение фискальной нагрузки на него положительно отразится на отечественной отрасли информационных технологий.
Например, для компаний отрасли срок действия пониженных страховых тарифов не должен будет сокращаться. А с 2014 г. планируется распространить действие таких тарифов на компании с численностью сотрудников не менее семи человек. Сейчас эта численность составляет не менее 30 человек (п. 6 ч. 1, ч. 3, 5, 6 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
Предполагается также устранение таможенных барьеров по импорту высокотехнологичной продукции, включая упрощение импорта промышленных некоммерческих образцов, вплоть до замены разрешительного порядка уведомительным.
В части стимулирования корпоративного развития и развития малого бизнеса планируют усилить работоспособность акционерных соглашений и механизмов опционных программ в российской юрисдикции, а также инкорпорирование в российское право конвертируемых займов и других стандартных мировых инвестиционных механизмов.
Что касается акционерных соглашений, Минэкономразвития России уже разработало проект закона, которым предлагается ввести возможность признания недействительными решений органов общества одной из сторон акционерного соглашения при его нарушении, когда его сторонами являются все акционеры. Об этом мы подробно писали («ЭЖ», 2013, № 42, с. 09).
Венчурные деньги — стартапам, безопасность — всем и каждому
Не секрет, что на ранних стадиях развития проектов ощущается недостаток возможностей получить финансирование. Поэтому государство планирует увеличить количество предоставления грантов стартапам, а не «профессиональным грантополучателям», как указывается в Стратегии.
Для улучшения условий развития малого бизнеса в стране будет увеличен размер рынка венчурного или высокорискового финансирования проектов в сфере информационных технологий.
До 2020 г. будет проводиться политика мотивации крупных заказчиков, включая госкомпании, по переходу от инсорсинга в сфере информационных технологий к аутсорсингу, в частности аутсорсингу неаффилированным структурам крупных заказчиков. Таким образом, государство, госкомпании и муниципалитеты будут заинтересованы в высокотехнологичном оборудовании и станут заказчиками и долгосрочными клиентами как больших, так и средних и небольших организаций. С одной стороны, это внесет вклад в развитие отрасли информационных технологий, а с другой — позволит оптимизировать издержки самих компаний.
К 2017 г. планируется завершить переход органов власти на электронный документооборот. Для органов власти и госорганизаций наиболее популярные сервисы массового потребления стратегией предлагается разместить в национальной «облачной» среде, позаботившись о принятии достаточных мер безопасности при сохранении эргономики использования.
Например, мерой безопасности долгосрочного характера будет разработка специальных высокотехнологичных программ, обладающих высоким уровнем информационной безопасности. Опять же стартапам и уже существующему инфобизнесу будет от этого только лучше.
И безусловно, немаловажным направлением стратегии является повышение грамотности населения в области информационных технологий, в частности увеличение числа специалистов в данной сфере. Поэтому планируется внедрение новаций в российское образование. Среди таких новаций имеются: электронное обучение, широкое использование массовых открытых онлайн-курсов и виртуальные обучающие среды, в частности дистанционное образование и расширение использования онлайн-курсов в области образования в информационных технологиях, а также широкомасштабное включение курсов на русском языке в наиболее популярные мировые системы онлайн-обучения. Кстати, Московский технологический институт (МТИ), работающий под эгидой ЮНЕСКО и выдающий сертификаты этой организации, является передовым вузом в данном направлении.