Предлагается дать участнику закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд возможность выбора способов обеспечения исполнения его обязательств перед заказчиком путем предоставления не только одной, но и нескольких банковских гарантий. Этот способ обеспечения можно будет также сочетать с уже известным участникам внесением денежных средств в обеспечение заявки.
Депутат Анатолий Аксаков внес на рассмотрение законопроект № 378291-6 «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“ и Федеральный закон „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“».
Этот, уже не первый, законопроект вносит изменения в пока еще не вступивший в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). На этот раз они касаются обеспечения исполнения обязательств участника закупок (поставщика) малыми и средними кредитными организациями посредством предоставления не одной, а нескольких банковских гарантий.
Напомним, что пока с 1 января 2014 г. разрешается использовать для этого только одну банковскую гарантию определенного банка, отвечающего требованиям закона (п. 7 ст. 42 Закона № 44-ФЗ). В действующем законе также имеется указание на применение только одной безотзывной банковской гарантии при заключении государственного или муниципального контракта (ч. 26 ст. 65 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ). А участник закупок пока мог выбирать способ обеспечения заявок либо путем внесения денежных средств, либо банковской гарантией (ст. 44 Закона № 44-ФЗ).
Законопроектом предлагается участнику закупок — потенциальному поставщику предоставить возможность выбирать из нескольких способов обеспечения наиболее подходящий, а также сочетать способы обеспечения в соответствии с его потребностями. Законопроектом предоставляется право выбрать любое сочетание способов обеспечения заявки и контракта: одна или несколько банковских гарантий, а также совмещение банковской гарантии (гарантий) с частичным довнесением денежных средств. При этом общая (совокупная) стоимость обеспечения остается такой же. Таким образом, обеспечением заявки по контракту может стать не одна, а несколько банковских гарантий разных банков, как средних, так и малых.
В случае отказа участника от заявки или при ее изменении уплата гарантом (банком) денежных сумм по банковским гарантиям законопроектом не предусмотрена. Выдающие банковские гарантии банки, которые будет выбирать участник закупок, какими бы по размеру они не были, должны соответствовать утверждаемым Правительством РФ и Банком России требованиям к финансовой устойчивости. Они же предположительно утвердят перечень основных видов закупок, в отношении которых к банкам-гарантам будут применяться указанные требования.
Подобное согарантирование разработчики законопроекта хотят также ввести в отношении обеспечения обязательств застройщиков в отношении дольщиков при строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.