Пассажирские авиаперевозки в РФ развиваются очень устойчивыми и высокими темпами, примерно в три раза опережающими общемировые темпы развития авиаперевозок. Об этом сообщил министр транспорта Максим Соколов на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. По прогнозу транспортного ведомства, в этом году российские авиакомпании перевезут около 83 млн пассажиров, в том числе 8,5 млн пассажиров по межрегиональным маршрутам. По сравнению с прошлым годом сектор региональных перевозок, на развитие которого в 2013 г. будет потрачено 12 млрд руб., прибавит 16,5%.
Как сообщил в ходе совещания Д. Медведев, за девять месяцев 2013 г. российские авиакомпании перевезли пассажиров на 14% больше, чем в прошлом году, пассажирооборот вырос на 16%. При этом на межрегиональных маршрутах (исключая Московский авиационный узел) пассажиропоток увеличился на 16,5%, до 8,5 млн пассажиров. Премьер уточнил, что в последние годы этот сегмент рос в среднем на 3—4% в год. По словам М. Соколова, в текущем году впервые темп роста межрегиональных перевозок опережает среднеотраслевой рост.
В целом в этом году российские авиакомпании перевезут около 83 млн пассажиров. При этом в аэропортах нашей страны будет обслужено порядка 100 млн пассажиров иностранными и российскими авиакомпаниями.
Высокие темпы роста авиакомпании демонстрируют в том числе благодаря господдержке. На развитие региональной авиации в 2013 г. будет потрачено 12 млрд руб. Глава транспортного ведомства рассказал о действующих программах субсидирования перевозок. Так, в рамках программы субсидирования перевозок в Приволжском федеральном округе, принятой в январе текущего года, на 1 ноября уже перевезено 70 000 пассажиров. В следующем году этот показатель, по прогнозу Минтранса, вырастет до 170 000 пассажиров. Дополнительно на софинансирование программы в Приволжском федеральном округе чиновники намерены потратить 450 млн руб. из федерального бюджета и 300 млн руб. — из бюджетов субъектов РФ.
Успешно реализуется и программа субсидирования перевозок пассажиров по 28 маршрутам в четырех федеральных округах (Северо-Западный, Сибирский, Уральский и Дальневосточный), действующая с 20 апреля. С начала действия программы по состоянию на 1 ноября было перевезено 117 000 пассажиров и продано 125 000 билетов. Всего на реализацию программы в федеральном бюджете предусмотрено 1,3 млрд руб.
Последней в июне текущего года была принята программа, которая предусматривает субсидирование маршрута воздушной перевозки между узловым и региональными аэропортами на расстоянии, не превышающем 1800 км для Дальнего Востока, 1200 км — для других федеральных округов. В рамках этого проекта заключены договоры с 17 перевозчиками, сформирован перечень из 69 субсидированных маршрутов, из них 54 маршрута новые. И по этой программе, несмотря на то что она действует немногим более двух месяцев, уже перевезено порядка 130 000 пассажиров, а продано порядка 150 000 билетов, хотя объем финансирования у нее примерно такой же, как у четырех федеральных округов — 1,35 млрд руб., доложил глава Минтранса.
В целом объем финансирования по этим программам составляет в 2013 г. 5,2 млрд руб. В результате их реализации дополнительно в 2013 г. будет перевезено порядка 500 000 пассажиров, открыто порядка 100 новых региональных маршрутов и будет введено в эксплуатацию 30 воздушных судов. В планах на 2014 г. — дополнительно перевезти до 700 000 пассажиров и открыть порядка 150 новых маршрутов.
Несмотря на позитивную динамику, ситуация в региональной авиации остается тяжелой. «Очевидно, что затраты авиакомпаний на перевозку одного пассажира на региональных линиях выше, чем на магистральных, и для формирования современной сети маршрутов необходима продуманная, я бы даже сказал, системная государственная поддержка, причем, скажем прямо, активность должна идти не только от федерального центра, но и со стороны регионов», — отметил глава российского правительства.
По его словам, чтобы решить проблемы отрасли, во-первых, необходимо стимулировать развитие авиаперевозок на относительно небольшие расстояния, в том числе применяя оправдавшие себя механизмы субсидирования. «Почему это нужно делать? Причина очень простая: страна у нас огромная, это просто нужно людям — расширять круг их возможностей, повышать их деловую активность и, конечно, улучшать, по сути, качество жизни», — пояснил Д. Медведев. Второе направление работы, которое выделил глава Кабинета министров — субсидирование рейсов авиакомпаний, которые открывают новые авиамаршруты во всех без исключения регионах России.
Еще одна востребованная форма господдержки — субсидирование затрат авиакомпаний, которые берут технику в лизинг. Ведь с развитием сети внутренних перевозок растет потребность в расширении парка региональных самолетов, который сегодня состоит из 300 машин. В прошлом году в рамках программы субсидирования лизинговых платежей было приобретено 26 самолетов на сумму 1,2 млрд руб., в этом будет уже более 30-ти. В 2014 г. на данные цели предусмотрено 2,4 млрд руб. Одно из условий получения господдержки — в программе региональных перевозок должны участвовать не менее 30% российских судов. Это ограничение призвано, в первую очередь, стимулировать продажи Ан-148 и «Сухой Суперджет-100».
Основные показатели работы авиапредприятий гражданской авиации России за январь — октябрь 2013 г. (оперативные данные)
Показатели работы |
Январь — октябрь |
% 2013 г. к 2012 г. | |
2012 г. |
2013 г. | ||
Пассажирооборот, тыс. пасс. км |
165557542,71 |
191482214,39 |
115,7 |
Тоннокилометраж, тыс. ткм |
19062014,88 |
21374807,15 |
112,1 |
Грузооборот, тыс. ткм |
4161836,04 |
4141407,85 |
99,5 |
Перевезено пассажиров, чел. |
63 113 333 |
72 421 250 |
114,7 |
Перевезено почты и грузов, тонн |
805411,75 |
821236,55 |
102,0 |
Процент занятости кресел, % |
79,1 |
80,4 |
+1,3 |
Процент коммерческой загрузки, % |
66,1 |
67,0 |
+0,9 |
Источник: Росавиация
к сведению
В смолетах стало меньше свободных мест
- По данным Росавиации, за десять месяцев 2013 г. в гражданской авиации России было перевезено 72,421 млн пассажиров, что на 14,7% больше прошлогодних показателей.
- Пассажирооборот российских перевозчиков вырос на 15,7% — до 191,5 млн пассажиро-километров.
- Занятость пассажирских кресел в гражданской авиации за этот период увеличилась на 1,3 п.п. — до 80,4%. У грузовых авиакомпаний коммерческая загрузка увеличилась на 0,9 п.п. — до 67%.
- В октябре авиакомпании перевезли 7,18 млн пассажиров, что на 15% больше, чем в сентябре прошлого года. Пассажирооборот увеличился до 18,6 млн пассажиро-километров — на 12,9%.
- Перевозка грузов и почты российскими авиакомпаниями за первые три квартала 2013 г. увеличилась на 2% — до 821 000 т. Грузооборот при этом сократился на 0,5% — до 4,14 млн тонно-километров. В сентябре российские авиакомпании перевезли 91 200 т грузов, что на 5% больше прошлогодних показателей.