Прошедший недавно в России Международный форум по развитию грузовых авиаперевозок IV AirCargoForum-2013 показал, что лучшим объектом инвестиций в авиационно-грузовом бизнесе являются технологии и ИТ-решения. Это особенно актуально в свете значительного влияния на данный сегмент так называемого человеческого фактора, по утверждению экспертов — весьма коррупциоемкого.
Мероприятие проводилось «Инновационным центром гражданской авиации» при поддержке Минтранса России и Комитета по логистике Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в партнерстве с Международным аэропортом Новосибирска. В работе форума приняли участие представители Правительства РФ, Минтранса, ФТС, Ространснадзора, Россельхознадзора и других федеральных органов исполнительной власти, IATA, TIACA, аэропортов, грузовых терминалов, грузовых агентов и операторов, авиаперевозчиков, провайдеров ИТ-услуг, эксперты отрасли.
Главной идеей докладов и дискуссий был секрет успеха инвестиций в авиационно-грузовой бизнес — именно под этим углом рассматривались и лучшие мировые практики создания крупнейших мультимодальных грузо-почтовых хабов на базе аэропортов, и меры по упрощению ведения бизнеса (внедрение e-Cargo и обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте). Компании — лидеры мировой транспортно-логистической отрасли показали, что инвестирование в технологии и передовые ИТ-решения является основой дальнейшего развития не только отдельных компаний, но и транспортно-логистического рынка в целом.
Было отмечено, что грузовые авиаперевозки настолько интегрированы в повседневную жизнь каждого человека, привыкшего покупать свежие цветы, заказывать товары по Интернету, пользоваться услугами экспресс-почты, что представить современный мир без такой электронной услуги уже невозможно. Поэтому ответственность и задачи этого бизнеса отвечают общенациональным интересам и, в частности, повышению конкурентоспособности подобных услуг на мировом рынке. А рост грузовых авиаперевозок в высшей степени способствует развитию внешнеторговых отношений России с зарубежными странами.
Заметим, общение проходило в предверии введения с 1 января 2014 г. обязательного декларирования товаров в электронной форме. По информации ФТС, эта процедура коснется всего 2% россиян — участников внешнеторговой деятельности, поскольку остальные уже работают по данной схеме. При этом, по мнению аналитиков, на коррупционность таможенной службы нововведение повлияло незначительно. Возможно, другие ИТ-технологии, предложенные участниками форума, послужат задаче устранения мздоимства в этой сфере с лучшей эффективностью.
Но в формате мероприятия обсуждались большей частью инвестиционные перспективы применения передовых технологий. Заместитель министра транспорта Валерий Окулов в рамках своего выступления на пленарном заседании подчеркнул, что основа для привлечения инвестиций в отрасль создается «синергией трех слагаемых: усилий государства по упрощению условий для ведения бизнеса, внедрения инновационных технологий, в том числе ИТ, эффективного менеджмента аэропортов-хабов, через которые движутся грузопотоки». В этой связи, как он отметил, «внедрение технологии электронного груза (e-Cargo) в настоящее время является одной из приоритетных задач Минтранса России».
Для решения этой задачи, по мнению докладчика, планируется проведение работ по следующим направлениям. Первое: необходима легализация электронной грузовой авианакладной e-AWB в России на основе Многостороннего соглашения IATA о признании электронной грузовой авианакладной в России и электронной расписки приема-передачи груза в формате IATA FSU/RCS. Второе: требуется разработка и внедрение стандарта и технологии использования домашней грузовой накладной (HAWB) и электронной домашней грузовой накладной (e-HAWB) для осуществления мультимодальных консолидированных перевозок авиа-автоагентами консолидации, экспедиторами, курьерскими и экспресс-перевозчиками и другими логистическими компаниями. И третье: довершение программы Росавиации по сертификации системы авиационной безопасности (САБ) для возможностей формирования электронной декларации безопасности e-CSD.
Замминистра проинформировал о ходе внедрения международного стандарта e-Freight в России. Он отметил, что сегодня ситуация на рынке грузовых авиаперевозок складывается не лучшим образом. Мировой прирост грузовых авиаперевозок в августе текущего года по отношению к августу 2012 г. составил 3,6%. Рост был обеспечен преимущественно за счет развития ближневосточного и европейского регионов. За январь — сентябрь 2013 г. российскими авиакомпаниями было перевезено 730 000 т груза и почты, что на 1,6% больше аналогичного показателя прошлого года.
«Сегодня внедрение технологии электронного груза — одна из приоритетных задач Минтранса России, — подчеркнул В. Окулов. — Внедрение международного стандарта безбумажного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок в России осуществляется уже в течение двух лет. За это время были внедрены этапы транзита, трансфера, выпущены соответствующие технологические схемы взаимодействия и приказы Федеральной таможенной службы по временным порядкам».
Разработки ФТС, по словам замминистра, легли в основу электронного сопровождения грузов. В настоящее время завершается работа по внесению изменений в нормативно-правовую базу для внедрения электронной авианакладной: в ст. 105 Воздушного кодекса РФ (введение электронных авианакладных), в ст. 165 Налогового Кодекса РФ, в ряд приказов и административных регламентов Минтранса России и Росавиации.
По словам замминистра, тестовые полеты, выполняемые российскими авиакомпаниями, помогли выявить узкие места несоответствия при оформлении перевозок. Он также прокомментировал инициативу Евразийской экономической комиссии о введении с 1 сентября 2015 г. обязательного предварительного информирования о товарах, перемещаемых через единую таможенную границу Таможенного союза воздушным транспортом: «В настоящее время Минтрансом России и ведущими российскими авиакомпаниями определяются цели и задачи предварительного информирования, что оно даст авиаперевозчикам с точки зрения упрощения таможенного контроля и оформления».
По вопросам предварительного информирования в Таможенном союзе выступила заместитель директора Департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Людмила Кузьмич, сообщив, что введение обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте планируется осуществить с 1 апреля 2015 г. (аналогичное правило по автотранспорту было принято 17 июня 2012 г.). «В качестве основы для разработки объема и состава предварительной информации предлагается использовать состав документов и сведений, определенных ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, — отметила она. — Предоставление предварительной информации должно быть осуществлено перевозчиком либо уполномоченным им лицом не менее чем за четыре часа до прибытия воздушного судна в место перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. В случае выполнения воздушным судном полета, протяженность которого составляет менее четырех часов, предварительная информация представляется до фактического отправления воздушного судна». В настоящее время ведутся работы по внесению изменений в Соглашение «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». Работа над Соглашением проводится в рамках подготовки Договора о Евразийском экономическом союзе с целью устранения барьеров, взаимного доступа субъектов предпринимательской деятельности на рынок государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
Более подробно вопрос обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте обсуждался в рамках дискуссионной части мероприятия, модератором которой также выступила Л. Кузьмич. В работе данной панели приняли участие руководитель грузового подразделения авиакомпании «Эмирейтс Скай Карго» в России Дмитрий Саличев, заместитель начальника отдела организации таможенного оформления с применением информационных технологий Павел Трухин, заместитель генерального директора «Центра ГА» Александр Гусаковский.
В ходе дискуссии модератор отметила, что в соответствии с Федеральным законом № 304-ФЗ такие сведения, как ведомость припасов, коммерческие документы на перемещаемые грузы (инвойсы, упаковочные листы), информация об остатках топлива по прибытию воздушного судна и количестве заправляемого топлива по его убытию, сведения об экипаже, о техаптечке не являются и не будут являться объектом предварительного информирования. Кроме того, в рамках предварительного информирования запрашивается информация заявительного типа, не требующая применения электронно-цифровой подписи заявителя. Данное заявление оказалось чрезвычайно важным для авиаперевозчиков и грузовых операторов и было встречено аплодисментами.
Перевозки грузов транспортом в РФ, млн т
|
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Транспорт — всего |
16815 |
19265 |
8814 |
7907 |
9167 |
9300 |
9450 |
9451 |
7469 |
7750 |
8337 |
В том числе — воздушный |
2,4 |
2,5 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
1,1 |
1,2 |
Грузооборот транспорта в РФ, млрд т/км
|
1980 |
1990 |
1995 |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Транспорт — всего |
4408 |
6122 |
3688 |
3638 |
4676 |
4800 |
4915 |
4948 |
4446 |
4751 |
4915 |
В том числе — воздушный |
2,2 |
2,6 |
1,6 |
2,5 |
2,8 |
2,9 |
3,4 |
3,7 |
3,6 |
4,7 |
5,0 |