Внедрение электронных систем в грузовых авиаперевозках — приоритетная задача государства

| статьи | печать

Прошедший недавно в России Международный форум по развитию грузовых авиаперевозок IV AirCargoForum-2013 показал, что лучшим объектом инвестиций в авиационно-грузовом бизнесе являются технологии и ИТ-решения. Это особенно актуально в свете значительного влияния на данный сегмент так называемого человеческого фактора, по утверждению экспертов — весьма коррупциоемкого.

Мероприятие проводилось «Инновационным центром гражданской авиации» при поддержке Минтранса России и Комитета по логистике Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в парт­нерстве с Международным аэропортом Новосибирска. В работе форума приняли участие представители Правительства РФ, Минтранса, ФТС, Ространснадзора, Россельхознадзора и других федеральных органов исполнительной власти, IATA, TIACA, аэропортов, грузовых терминалов, грузовых агентов и операторов, авиа­перевозчиков, провайдеров ИТ-услуг, эксперты отрасли.

Главной идеей докладов и дискуссий был секрет успеха инвестиций в авиационно-грузовой бизнес — именно под этим углом рассматривались и лучшие мировые практики создания крупнейших мультимодальных грузо-почтовых хабов на базе аэропортов, и меры по упрощению ведения бизнеса (внедрение e-Cargo и обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте). Компании — лидеры мировой транспортно-логистической отрасли показали, что инвестирование в технологии и передовые ИТ-решения является основой дальнейшего развития не только отдельных компаний, но и транспортно-логистического рынка в целом.

Было отмечено, что грузовые авиаперевозки настолько интегрированы в повседневную жизнь каждого человека, привыкшего покупать свежие цветы, заказывать товары по Интернету, пользоваться услугами экспресс-почты, что представить современный мир без такой электронной услуги уже невозможно. Поэтому ответственность и задачи этого бизнеса отвечают общенациональным интересам и, в частности, повышению конкурентоспособности подобных услуг на мировом рынке. А рост грузовых авиаперевозок в высшей степени способствует развитию внешнеторговых отношений России с зарубежными ­странами.

Заметим, общение проходило в предверии введения с 1 января 2014 г. обязательного декларирования товаров в электронной форме. По информации ФТС, эта процедура коснется всего 2% россиян — участников внешнеторговой деятельности, поскольку остальные уже работают по данной схеме. При этом, по мнению аналитиков, на коррупционность таможенной службы нововведение повлияло незначительно. Возможно, другие ИТ-технологии, предложенные участниками форума, послужат задаче устранения мздоимства в этой сфере с лучшей эффек­тивностью.

Но в формате мероприятия обсуждались большей частью инвестиционные перспективы применения передовых технологий. Заместитель министра транспорта Валерий Окулов в рамках своего выступления на пленарном заседании подчеркнул, что основа для привлечения инвестиций в отрасль создается «синергией трех слагаемых: усилий государства по упрощению условий для ведения бизнеса, внедрения инновационных технологий, в том числе ИТ, эффективного менеджмента аэропортов-хабов, через которые движутся грузопотоки». В этой связи, как он отметил, «внедрение технологии элект­ронного груза (e-Cargo) в настоящее время является одной из приоритетных задач Минтранса России».

Для решения этой задачи, по мнению докладчика, планируется проведение работ по следующим направлениям. Первое: необходима легализация электронной грузовой авиа­накладной e-AWB в России на основе Многостороннего соглашения IATA о признании электронной грузовой авианакладной в России и электронной расписки приема-передачи груза в формате IATA FSU/RCS. Второе: требуется разработка и внедрение стандарта и технологии использования домашней грузовой накладной (HAWB) и электронной домашней грузовой накладной (e-HAWB) для осуществления мультимодальных консолидированных перевозок авиа-автоагентами консолидации, экспедиторами, курьерскими и экспресс-перевозчиками и другими логистическими компаниями. И третье: довершение программы Росавиации по сертификации системы авиа­ционной безопасности (САБ) для возможностей формирования электронной декларации безопасности e-CSD.

Замминистра проинформировал о ходе внедрения международного стандарта e-Freight в России. Он отметил, что сегодня ситуация на рынке грузовых авиаперевозок складывается не лучшим образом. Мировой прирост грузовых авиа­перевозок в августе текущего года по отношению к августу 2012 г. составил 3,6%. Рост был обеспечен преимущественно за счет развития ближневосточного и европейского регионов. За январь — сентябрь 2013 г. российскими авиа­компаниями было перевезено 730 000 т груза и почты, что на 1,6% больше аналогичного показателя прошлого года.

«Сегодня внедрение технологии электронного груза — одна из приоритетных задач Минтранса России, — подчеркнул В. Окулов. — Внедрение международного стандарта безбумажного оформления и сопровождения грузовых авиа­перевозок в России осуществляется уже в течение двух лет. За это время были внедрены этапы транзита, трансфера, выпущены соответствующие технологические схемы взаимодействия и приказы Федеральной таможенной службы по временным порядкам».

Разработки ФТС, по словам замминистра, легли в основу электронного сопровождения грузов. В настоящее время завершается работа по внесению изменений в нормативно-правовую базу для внедрения электронной авианакладной: в ст. 105 Воздушного кодекса РФ (введение электронных авианакладных), в ст. 165 Налогового Кодекса РФ, в ряд приказов и административных регламентов Минтранса России и Росавиации.

По словам замминистра, тес­товые полеты, выполняемые российскими авиакомпаниями, помогли выявить узкие места несоответствия при оформлении перевозок. Он также прокомментировал инициативу Евразийской экономической комиссии о введении с 1 сентября 2015 г. обязательного предварительного информирования о товарах, перемещаемых через единую таможенную границу Таможенного союза воздушным транспортом: «В настоящее время Минтрансом России и ведущими российскими авиакомпаниями определяются цели и задачи предварительного информирования, что оно даст авиаперевозчикам с точки зрения упрощения таможенного контроля и оформления».

По вопросам предварительного информирования в Таможенном союзе выступила заместитель директора Департамента таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии Людмила Кузьмич, сообщив, что введение обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте планируется осуществить с 1 апреля 2015 г. (аналогичное правило по автотранс­порту было принято 17 июня 2012 г.). «В качестве основы для разработки объема и состава предварительной информации предлагается использовать состав документов и сведений, определенных ст. 159 Таможенного кодекса Таможенного союза, — отметила она. — Предоставление предварительной информации должно быть осуществлено перевозчиком либо уполномоченным им лицом не менее чем за четыре часа до прибытия воздушного судна в место перемещения товаров через таможенную границу ­Таможенного союза. В случае выполнения воздушным судном полета, протяженность которого составляет менее четырех часов, предварительная информация представляется до фактического отправления воздушного судна». В настоящее время ведутся работы по внесению изменений в Соглашение «О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». Работа над Соглашением проводится в рамках подготовки Договора о Евразийском экономическом ­союзе с целью устранения барьеров, взаимного доступа субъектов предпринимательской ­деятельности на рынок государств — членов Таможенного союза и Единого экономи­ческого ­пространства.

Более подробно вопрос обязательного предварительного информирования на воздушном транспорте обсуждался в рамках дискуссионной части мероприятия, модератором которой также выступила Л. Кузьмич. В работе данной панели приняли участие руководитель грузового подразделения авиакомпании «Эмирейтс Скай Карго» в России Дмитрий Саличев, заместитель начальника отдела организации таможенного оформления с применением информационных технологий Павел Трухин, заместитель генерального директора «Центра ГА» Александр ­Гусаковский.

В ходе дискуссии модератор отметила, что в соответствии с Федеральным законом № 304-ФЗ такие сведения, как ведомость припасов, коммерческие документы на перемещаемые грузы (инвойсы, упаковочные листы), информация об остатках топлива по прибытию воздушного судна и количестве заправляемого топлива по его убытию, сведения об экипаже, о техаптечке не являются и не будут являться объектом предварительного информирования. Кроме того, в рамках предварительного информирования запрашивается информация заявительного типа, не требующая применения электронно-цифровой подписи заявителя. Данное заявление оказалось чрезвычайно важным для авиаперевозчиков и грузовых операторов и было встречено аплодисментами.

Перевозки грузов транспортом в РФ, млн т


1980

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Транспорт — всего

16815

19265

8814

7907

9167

9300

9450

9451

7469

7750

8337

В том числе — воздушный

2,4

2,5

0,6

0,8

0,8

0,9

1,0

1,0

0,9

1,1

1,2

Грузооборот транспорта в РФ, млрд т/км


1980

1990

1995

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Транспорт — всего

4408

6122

3688

3638

4676

4800

4915

4948

4446

4751

4915

В том числе — воздушный

2,2

2,6

1,6

2,5

2,8

2,9

3,4

3,7

3,6

4,7

5,0