Снижение темпов экономического роста особенно болезненно сказывается на состоянии региональных бюджетов, которые лишаются ряда существенных доходов, в частности поступлений от налога на прибыль. К концу года дефицит консолидированного регионального бюджета может составить порядка 1 трлн руб.
Номинальные доходы региональных бюджетов за три квартала 2013 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года остались практически неизменными. При этом федеральный центр сократил трансферты на 8,2%.
Собственные доходы регионов выросли на 2% в номинальном выражении при падении поступлений налога на прибыль на 17%.
В то же время расходы региональных бюджетов за три квартала по сравнению с прошлым годом выросли на 6%.
В результате дефицит консолидированных региональных бюджетов, вызванный как недобором собственных доходов (по сравнению с запланированными), так и сокращением трансфертов из федерального бюджета, составил 73,8 млрд руб. В 2012 г. за аналогичный период имел место профицит в размере 250 млрд руб.
Весьма показательно, по оценке эксперта ЦР «Вышки» Андрея Чернявского, изменение доли консолидированных региональных бюджетов в ВВП, которая по сравнению с 2011 г. сократилась почти на 2 п.п. (с 14,7 до 12,9%). Расходы региональных бюджетов относительно ВВП за два последних года, напротив, выросли на 0,5%.
«Новые федеральные мандаты» — задания по повышению заработных плат в бюджетной сфере — привели к заметному изменению структуры расходов регионов. За период с 2010 по 2013 г. доля расходов на образование и здравоохранение в консолидированных региональных бюджетах выросла на 5 п.п.
В целом финансовое положение регионов по итогам девяти месяцев 2013 г. по сравнению с предыдущими тремя годами ухудшилось и в среднем по России, и во всех федеральных округах. Дефицитными являются суммарные бюджеты в Приволжском, Сибирском, Уральском и Южном федеральных округах, в остальных — положительные балансы заметно уменьшились.
Учитывая большую разницу в социально-экономическом положении различных субъектов Федерации, конечно, балансы бюджетов существенно различаются в регионах, входящих в состав различных округов. Например, в Центральном федеральном округе соотношение баланса бюджета и доходов явно ухудшилось. Но положительные балансы Москвы и Московской области приводят к тому, что общий баланс бюджета Центрального федерального округа выходит в положительную зону. Точно так же положительные балансы бюджетов Санкт-Петербурга и Ленинградской области вытягивают в позитив баланс бюджетов Северо-Западного федерального округа.
«На фоне вялотекущей стагнации политически наиболее опасным из узких мест экономики является состояние региональных бюджетов, совокупный баланс которых по итогам девяти месяцев стал отрицательным, — подчеркивает руководитель ЦР ВШЭ Наталья Акиндинова. — Это явилось результатом стагнации доходов (в номинальном выражении) и опережающего роста расходов (как в номинальном выражении, так и относительно ВВП). Учитывая, что значительная часть бюджетных расходов традиционно приходится на последний квартал (чего нельзя сказать о доходах), размер дефицита региональных бюджетов по итогам текущего года может достичь 0,8—1 трлн руб.».
Конечно, Минфин может проявить и жесткость, настояв на необходимости дальнейшего сокращения расходов, не связанных с повышением заработной платы, полагает г-жа Акиндинова. Но тогда придется увеличивать число статей расходов региональных бюджетов, которые нужно сокращать.