Следующий год для многих государственных и муниципальных предприятий и учреждений будет посвящен осваиванию новой контрактной системы. Но уже сейчас эксперты рекомендуют заказчикам по возможности максимально закупить все необходимое до конца 2013 г., пока еще действуют более-менее понятные положения Закона о госзакупках. О том, почему стоит поспешить, рассказали в ходе конференции «Государственные и муниципальные закупки — 2013» заместитель директора Института госзакупок Ольга Воробьева и советник Института госзакупок Павел Корнилов.
С 1 января прекратит действие Федеральный закон от 21.05.2005 № 94-ФЗ (далее — Закон о госзакупках) и вступит в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о КС). Разумеется, применение новой для заказчиков и поставщиков (исполнителей, подрядчиков) новой контрактной системы (далее также — КС) будет связано с некоторой «примеркой».
Чтобы избежать затруднений при попытках разобраться в новых положениях Закона о КС, регулирующих деятельность по закупкам в государственных, муниципальных и бюджетных учреждениях, а также учитывая отсутствие разъясняющих их нормативно-правовых актов, заказчикам стоит рассмотреть возможность осуществить закупки, которые направлены на обеспечение деятельности организации в 2014 г., с опережением, то есть до конца уходящего года. Правда, сделать это возможно только в случае, если до заказчика уже будет доведено финансирование, выделенное на расходы 2014 г.
Согласно ч. 1 ст. 112 Закона о КС его положения будут применяться только к тем закупкам, извещения о которых появятся на общероссийском официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг после вступления этого закона в силу. Следовательно, процедуры размещения заказов, объявленные до 1 января, можно будет завершить по прежним, знакомым заказчикам правилам Закона о госзакупках. При этом стоит учесть, что контракты, заключенные в 2013 г., будут исполняться в 2014 г. уже по правилам Закона о КС. А начало года лучше посвятить тому, чтобы отработать и наладить применение новых процедур в соответствии с новым законом и разобраться во всех сопутствующих ему нормативно-правовых актах.
Есть аргументы и за, и против опережающих закупок
Вряд ли заказчикам стоит рассчитывать на то, что общероссийский официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг начнет бесперебойную работу сразу с 1 января (о единой информационной системе и вовсе умолчим). Напротив, заказчикам скорее всего придется столкнуться с техническими ошибками, которые затруднят осуществление закупок в начале года. И это является весомым аргументом как раз в пользу опережающих закупок.
Среди других аргументов «за» можно отметить изменения в порядке закупок у единственного поставщика, которые вступят в силу в 2014 г. Так, при заключении договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком в следующем году заказчику требуется осуществить запрос предложений (п. 1 ч. 2 ст. 83 Закона о КС), а не закупку у единственного поставщика, как сейчас.
Кроме того, придется требовать у естественных монополий обеспечение цены контракта. Можно предположить, что монополисты, к которым начнут обращаться заказчики с требованием предоставить обеспечение исполнения контракта на размещение заказа у единственного поставщика, первое время будут отвечать отказами. Ведь, как правило, они совсем не заинтересованы в том, чтобы менять условия в собственных типовых контрактах и тем более расходовать свои средства на оплату банковских гарантий.
Претерпели изменения и положения о лимитах закупок, позволяющие проводить их в тех или иных условиях. Раньше небольшие заказчики могли как-то распределить необходимые закупки между договорами до 100 000 руб., и в итоге вообще не проводить конкурсные процедуры, не запрашивать котировки, не говоря уже об аукционах. Но в следующем году так поступить уже не получится. Даже заказчики с небольшим бюджетом должны будут проводить такие сложные процедуры, как конкурс, электронный аукцион, запрос предложений и котировок, поскольку без них можно будет закупать товары, работы или услуги только в пределах 5% от плана-графика закупок. И для многих заказчиков эта сумма составит намного меньше, чем прежние закупки по 100 000 руб. Организации, имеющие большой бюджет, вероятно, смогут выкраивать из него эту сумму, но при этом им необходимо помнить, что если лимит выбран, то даже любую мелочь придется закупать по общим правилам КС. Поэтому имеет смысл оставить себе возможность покупать в рамках установленного лимита в течение года, а не использовать его единовременно в начале года.
Потребуется согласовывать с органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (подп. 24, 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС), возможность заключить контракт с единственным поставщиком в случае, когда в процедуре определения поставщика оказался только один участник, соответствующий требованиям закона и документации. При этом для проверки предоставленных поставщиком результатов на предмет соответствия условиям контракта заказчик обязан провести их экспертизу с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций.
С 1 января при проведении конкурса больше невозможно будет устанавливать такие критерии, как сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, сроки и объем предоставления гарантии качества товара, работы, услуги (ч. 1 ст. 32 Закона о КС).
То, что в Законе о госзакупках отсутствует оговорка относительно того, распространяется ли его действие на заключение договоров аренды, до сих пор часто толковалось в пользу отсутствия необходимости проводить процедуры, предусмотренных этим законом для аренды движимого и недвижимого имущества. С 2014 г. заказчикам необходимо будет проводить процедуры определения арендодателя в порядке, предусмотренном Законом о КС.
Впрочем, за то, чтобы воздержаться от опережающего совершения закупок на 2014 г., тоже есть ряд аргументов. Во-первых, с 1 января заказчики смогут проводить отдельные закупки путем проведения конкурса вместо аукциона. Во-вторых, с нового года должны существенно ужесточиться требования к содержанию и предоставлению банковских гарантий. А значит, заказчики получат эффективный инструмент воздействия на поставщиков, который обеспечит качественное и своевременное исполнение контрактов.
При осуществлении опережающих закупок в 2013 г. заказчикам из числа органов власти и казенных учреждений следует помнить, что они вправе заключать контракты только в пределах доведенных им лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 2 ст. 72, п. 5 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). То есть период, в который будут совершиться опережающие закупки, нужно «подогнать» к сроку, когда заказчику будут доведены соответствующие лимиты. Бюджетные учреждения подобных ограничений не имеют, для них ограничены лишь сроки действия гражданско-правовых договоров — не дольше трех лет (ч. 1 ст. 9 Закона о госзакупках).
Комиссии по закупкам и контрактные службы будут укомплектовывать профессионалами
Поскольку с момента вступления в силу ст. 38 Закона о КС заказчикам в зависимости от объемов закупок необходимо иметь в штате контрактную службу (если закупки в соответствии с планом-графиком превышают 100 млн руб.) или контрактного управляющего (при закупках менее 100 млн руб. и отсутствии контрактной службы), следует заранее провести организационно-штатные мероприятия. Например, издать приказ о создании контрактной службы или внести изменения в трудовой договор и должностную инструкцию работника, который будет осуществлять функции контрактного управляющего. При этом следует озаботиться определением круга лиц, которые смогут исполнять его обязанности в период его временного отсутствия. Этих лиц также придется подготовить к исполнению указанных функций, в частности, обучить в соответствии с требованиями Закона о КС и получить для них в Федеральном казначействе электронную подпись, необходимую для работы на общероссийском официальном сайте для размещения информации о размещении заказов.
Создавать контрактную службу либо назначать контрактного управляющего придется и в том случае, если функции по определению поставщика для заказчика переданы в вышестоящий уполномоченный орган, а полномочия по ведению бюджетного учета и формированию отчетности — централизованной бухгалтерии. Ведь у заказчика в этом случае все равно остаются полномочия по приемке и оплате результатов исполнения контракта.
Чтобы комиссия по закупкам заработала, необходимо принять до 1 января положение о комиссии и утвердить ее состав. В состав комиссии преимущественно включаются профессионалы в сфере закупок, а также специалисты в области знаний, относящейся к объекту закупок (ч. 5 ст. 39 Закона о КС).
Согласно новому закону, все работники контрактной службы, контрактные управляющие должны иметь высшее образование или дополнительное образование в сфере закупок. То есть как минимум пройти повышение квалификации. Согласно переходным положениям Закона о КС (ч. 23 ст. 112 Закона о КС) для работников контрактных служб и контрактных управляющих это возможно сделать в период до 1 января 2016 г.(если данные лица имеют образование по прежнему Закону о госзакупках), а вот члены комиссии по закупкам уже должны иметь профессиональную подготовку, так что направлять на обучение их надо уже сейчас. До 1 января 2016 г. в состав контрактной службы можно включать специалистов, прошедших профподготовку как по Закону о КС, так и по Закону о госзакупках. То же самое относится и к назначению контрактных управляющих.
При создании контрактной службы не обязательно создавать специальное структурное подразделение. Заказчик может сам решить, в какой форме она будет работать: как структурное подразделение или в виде постоянно действующего органа (комиссии, комитета). Контрактный управляющий также может функционировать в разных режимах: быть нанятым (или переведенным) на должность специально и исключительно для исполнения своего функционала, либо совмещать функции контрактного управляющего с выполнением других должностных обязанностей.
Бюджетным учреждениям нужно успеть «застолбить» право работать по Закону № 223-ФЗ
Бюджетные учреждения получили право частично осуществлять закупки по правилам, установленным в более лояльном и представляющем заказчику большую степень свободы Федеральном законе от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Части 2 и 3 ст. 15 Закона о ФКС позволяют это делать в рамках расходования средств, которые бюджетные организации получают не из бюджета (на выполнение государственного задания), а от доходов, поступающих при оказании платных услуг.
Но чтобы воспользоваться этой возможностью, необходимо успеть разработать, утвердить и разместить на официальном сайте учреждения Положение о закупке, предусмотренное Законом № 223-ФЗ. Институт госзакупок рекомендует не стремиться доводить в данный момент это Положение до совершенства, а принять и разместить его в каком-то хотя бы приблизительно удобном заказчику виде. Дело в том, что вносить изменения, совершенствующие Положение, можно будет и после 1 января, а вот принять его «с нуля» уже нет. При принятии Положения по окончании 2013 г. воспользоваться свободой Закона № 223-ФЗ можно будет не ранее 2015 г.
Важные НПА, принятия которых следует ожидать до конца 2013 г.1
Содержание документа |
Вид документа |
Реквизиты документа |
Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки и предельных величин значимости критериев оценки |
Постановление Правительства РФ |
Документ не принят, комментарий к проекту см. «ЭЖ», 2013, № 38, с. 09 |
Типовое положение (регламент) контрактной службы |
Приказ Минэкономразвития РФ |
Документ находится на регистрации в Минюсте России |
Порядок согласования возможности заключения контракта с единственным поставщиком |
Приказ Минэкономразвития РФ |
Документ не принят |
Региональные и муниципальные правовые акты во исполнение Закона о ФКС |
НПА органов государственной власти субъектов федерации и муниципалитетов |
Сведения о принятии документов необходимо проверять в отношении отдельных субъектов РФ или муниципалитетов |
1 Перечень утвержден приказом Минэкономразвития России от 14.06.2013 № 335.