Госдума в третьем и окончательном чтении, а сразу после — и Совет Федерации одобрили федеральный бюджет на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 г. Бюджет вышел дефицитный и рекордный по запланированным расходам, но среди них нет таких, которые бы служили стимулами для развития экономики.
По этому документу более 90% расходов формируются на основе государственных программ. Как уточняет ИТАР-ТАСС, в общей сложности на выполнение этих программ будет потрачено 11,6 трлн руб. Программно-целевой принцип, неустанно пропагандируют государственные чиновники, означает, что расходы формируются исходя из целей, установленных государственными программами. На реализацию 39 программ в 2014 г. планируется направить 11,6 трлн руб., в 2015 г. — 12 трлн руб., в 2016 г. — 12,33 трлн руб. ИТАР-ТАСС отмечает, что на 46 федеральных целевых программ пойдут, соответственно, 0,94 трлн, 1 трлн и 0,93 трлн руб.
Програмное планирование, судя по комментариям чиновников, должно стать гарантией разумного расходования средств. Несмотря на это, в течение следующих трех лет бюджет будет находиться в дефиците. В 2014 г. доходы бюджета составят 13,57 трлн руб., а расходы — 13,96 трлн руб. Поэтому внутренние займы в 2014 г. могут дойти до 808,7 млрд руб., в 2015 г. — до 1,147 трлн руб., в 2016 г. — до 1,24 трлн руб. Ежегодные заимствования на внешнем рынке не должны превышать 7 млрд долл. Предусмотрена вероятность увеличения госдолга с 12 до 14,3% ВВП в 2016 г.
В 2014—2016 гг. прогнозируется снижение доходов федерального бюджета с 19,1% ВВП до 18,5% в 2014 г. и до 18,3% в 2016 г. В первую очередь это связано с предполагаемым снижением нефтегазовых доходов. В 2014 г. инфляция ожидается на уровне 5%, а в последующие два года ее уровень снизится до 4,5%. Тарифы на газ, тепловую и электрическую энергию для населения, начиная с 2014 г., будут увеличиваться на уровень инфляции предыдущего года, умноженный на 0,7. Доходы от оплаты по повышенным тарифам потребленной воды и энергии сверх ввожимых социальных норм в бюджете отдельно не прописываются, но в жировках они свое отражени непременно отыщут.
Все эксперты отмечают рекордный уровень социальных расходов, заложенный в бюджете на трехлетку, и многие называют эти расходные планы — социальные, пенсионные и самые большие — оборонные, просто фантастическими. Если эти эксперты ошибаются и планы будут выполнены, как настаивает президент, то фантастическими становятся уже намерения удержать инфляцию в пятипроцентных рамках и не допустить серьезного обвала курса рубля. Но главная претензия критиков к главному финансовму документу страны даже не в этом. А в том, что в нем нет упоминаний о расходах, нацеленных на обновление экономики, повышение ее эффективности. То есть в лучшем случае бюджет позволит как-то прожить три года, ничего не меняя.