Минэкономразвития России предлагает определить исчерпывающий перечень способов закупки товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц и четко обозначить круг лиц, на которых нормы Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон) не распространяются.
Министерство разработало проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“». В частности, предлагается установить в Законе исчерпывающий, а не открытый, как сейчас, круг юридических лиц, на которых положения Закона не распространяются.
Помимо этой важной инициативы, дочерним хозяйственным обществам и их дочерним обществам разрешат присоединяться к положениям о закупке основных хозяйственных обществ. По мнению разработчиков, данная норма позволит обеспечить единство закупочной политики в крупных холдингах.
Также Минэкономразвития России предлагает уйти от открытого перечня способов закупки и сделать его закрытым, включив в него, помимо конкурса и аукциона:
- конкурсы: двухэтапный и с ограниченным участием, в том числе закрытые;
- запросы котировок и предложений;
- закрытый аукцион;
- закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Причем всем новым способам закупок будут даны определения.
Такая конкретика в отношении способов закупки, по мнению автора проекта, должна способствовать прозрачности проведения торгов и обеспечению добросовестной конкуренции.
Будет устранена и существующая в настоящий момент неопределенность с понятием «закупка в электронной форме». Она дает возможность заказчикам проводить закупки, например, посредством приема заявок на электронную почту.
В связи с этим в Закон предлагается ввести также и понятие «закупки в электронной форме». Такие закупки будут проводиться с помощью электронной информационной системы, определенной в положении о закупке. Документы в такой системе будут подписываться квалифицированным сертификатом ключа проверки ЭЦП лиц, имеющих право действовать как от имени заказчика, так и от имени участников закупки.
Дополнительно планируется увеличение числа случаев, в которых участники закупки будут вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика при закупке. Так, в соответствии с проектом участники закупок смогут обжаловать факт осуществления заказчиком закупки товаров, работ, услуг в нарушение требований, установленных положением о закупке, а также факт установления в положении, извещении, документации о закупке требований к участникам, влекущих необоснованное ограничение количества участников закупки.
Для обеспечения прозрачности процесса закупок разработчики предлагают формировать реестр договоров. Его ведение будет осуществлять Федеральное казначейство.
В настоящий момент законопроект проходит процедуру оценки регулирующего воздействия и размещен на портале http:// regulation.gov.ru/. У всех заинтересованных лиц есть возможность высказать свои конструктивные замечания к проекту до 5 декабря 2013 г.