Платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду при исчислении ЕСХН не учитываются
(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.10.2013 по делу № А32-34413/2012)
В ходе выездной проверки инспекторы пришли к выводу, что компания — плательщик ЕСХН необоснованно уменьшила налоговую базу при исчислении сельхозналога на платежи за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. Доначислений избежать не удалось.
Не согласившись с решением контролеров, налогоплательщик обратился в суд. Арбитры трех инстанций приняли фискальную сторону на следующих основаниях.
Объектом налогообложения при применении ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.4 НК РФ). При этом согласно п. 1 ст. 346.5 НК РФ учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.
Также установлено, что при определении объекта налогообложения плательщики сельхозналога уменьшают полученные ими доходы на суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (подп. 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ в редакции, действовавшей в спорный период). Расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Судьи исследовали представленные компанией расчеты за негативное воздействие на окружающую среду за I, II, III и IV кварталы проверяемого периода, в которых отдельной строкой была выделена плата за сверхлимитные выбросы от стационарных объектов, за сверхлимитные сбросы загрязняющих веществ, за сверхлимитное размещение отходов. Указанные расчеты были подписаны руководителем организации. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду были перечислены с расчетного счета общества в размере, указанном в расчетах.
Арбитры Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда в постановлении от 02.07.2013 № 15АП-6906/2013 указали, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами, а порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством РФ. Об этом сказано в ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее — Порядок) утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.92 № 632. Согласно п. 1 названного документа его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 7 Порядка установлено, что платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за их превышение — за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.
Эти положения Порядка соотносятся с подп. 7 п. 1 ст. 254 и п. 4 ст. 270 НК РФ.
Поскольку доказательства уплаты указанных платежей в пределах установленных соответствующим контролирующим органом компания не представила, суды признали незаконным включение в налоговую базу, подлежащую обложению ЕСХН, сверхнормативных платежей за негативное воздействие на окружающую среду.