Некоторые компании используют различные схемы для минимизации налогообложения. Однако и налоговым инспекторам большинство таких способов оптимизации хорошо известны. ФНС России в письме от 31.10.2013 № СА-4-9/19592 проанализировала арбитражную практику за девять месяцев 2013 г. и выявила схемы, которые налогоплательщики используют, чтобы меньше платить налогов. Предлагаем с ними познакомиться.
Всего налоговая служба обозначила пять схем:
1. Увеличение стоимости товаров для искусственного завышения сумм налоговых вычетов по НДС и увеличения расходов по налогу на прибыль, при наличии реальных хозяйственно-финансовых операций по приобретению товара.
2. Использование фирм-однодневок.
3. «Дробление» бизнеса с целью применения ЕНВД.
4. Использование «подконтрольных» организаций в целях минимизации ЕСН.
5. Совершение хозяйственных операций, формально соответствующих требованиям действующего налогового законодательства, однако не имеющих разумной деловой цели, за исключением получения необоснованной налоговой выгоды.
Рассмотрим некоторые из них.
Чем выше цена — тем больше расходы и вычет НДС
Суть схемы в следующем. Компания Х (налогоплательщик) закупает товар не напрямую, а через цепочку дружественных (обычно взаимозависимых с ней и созданных специально для этой сделки) фирм-посредников. Каждая из этих фирм делает наценку. В результате товар попадает к компании Х по завышенной цене. Налоговая выгода компании Х заключается в том, что у нее увеличиваются расходы и вычеты по НДС.
Не покупайте пиво с наценкой 300%
Схему с завышением стоимости товара рассматривал ФАС Московского округа в постановлении от 08.02.2013 № А40-54652/2012.
Товар (пиво) ввозился на территорию РФ организацией-импортером, взаимозависимым с проверяемой компанией. Далее товар реализовывался импортером через организации, учредителями и руководителями которых являлись сотрудники проверяемого налогоплательщика. Причем на каждом этапе реализации стоимость пива значительно повышалась. В итоге проверяемая компания приобрела пиво с торговой наценкой более 300%.
Инспекция решила, что компания получила необоснованную налоговую выгоду и доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штрафы.
Суд принял сторону ИФНС. Судьи пришли к выводу о том, что организации-посредники созданы на короткий период времени исключительно в целях увеличения стоимости импортированной продукции.
Кроме того, судьи учли, что компания имела возможность закупать пиво у импортера напрямую, без учета всех торговых наценок взаимозависимых организаций. Ведь учредитель и руководитель импортера в проверяемом периоде одновременно являлся заместителем генерального директора организации, которая предоставляла проверяемому налогоплательщику складское помещение для хранения продукции.
На что обратит внимание суд
В комментируемом письме ФНС отметила, на какие обстоятельства обратит внимание суд, рассматривая ситуации с закупкой товаров по завышенным ценам через цепочку посредников:
- наличие взаимоотношений между (импортером) и проверяемым налогоплательщиком за пределами проверяемого периода;
- наличие доказательств фактического движения товара напрямую от импортера (производителя) товаров;
- обстоятельства, установленные в отношении организаций, не осуществляющих реальную финансово-хозяйственную деятельность (к примеру, должностные лица компании утверждают, что они к ней никакого отношения не имеют; отчетность компания не представляет; налоги не платит; зафиксированы факты реорганизации, ликвидации после завершения спорных хозяйственных операций).
Налоговики уточнили, что если компания представит доказательства, что товар действительно был закуплен, то «определение налоговых обязательств производится с применением п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53», то есть во внимание принимаются все расходы, реально понесенные налогоплательщиком при приобретении, транспортировке и хранении товара».
Однодневки: традиционный рецепт
Самая незатейливая схема с использованием фирм-однодневок заключается в следующем. Компания Х (налогоплательщик) заключает договор с фирмой А, которая существует только на бумаге. При этом фирма А не имеет ни персонала, ни ресурсов для ведения какой-либо деятельности, да и саму деятельность не ведет. И, как правило, она подконтрольна компании Х.
Компания Х перечисляет ей деньги, как будто услуги (работы) по договору на самом деле оказаны. Выгода компании Х — она включает в расходы плату за услуги и принимает к вычету НДС, выставленный компанией А.
Не указывайте в исполнителях своих сотрудников, если за услуги платите другой фирме
Судебных решений по спорам, в которых фигурируют однодневки, очень много. Рассмотрим одно из них — постановление ФАС Волго-Вятского округа от 09.08.2013 № А29-7644/2012.
Компания заключила договор с организацией на оказание транспортных услуг. Деньги по договору оплатила, НДС по стоимости услуг приняла к вычету.
Инспекция в вычетах налога по этой сделке отказала. Компания пришла в суд, но и судьи ее не поддержали.
Выяснилось, что организация, с которой был заключен договор, не представляла налоговой отчетности, не имела транспортных средств. Единственный сотрудник этой организации являлся одновременно ее учредителем, руководителем и главным бухгалтером и к тому же отрицал свою причастность к ней. Также данная организация не осуществляла хозяйственных операций, связанных с расчетами по оплате труда с персоналом, расчетами с бюджетом по уплате налогов и сборов, расчетами с контрагентами в части аренды офиса или складских помещений, операций по приобретению основных средств и производственных активов. Поступление и расходование денежных средств носило транзитный характер.
И, что самое интересное, налоговики обнаружили, что фактически транспортные услуги оказывал сам проверяемый налогоплательщик. Это было отражено в документах. Так, в путевых листах, представленных в качестве доказательства реальности исполнения по сделке, были указаны транспортные средства проверяемого налогоплательщика, а в качестве водителей автотранспортных средств — его сотрудники.
На что обратит внимание суд
Помимо доказательств, свидетельствующих о том, что «спорный» контрагент не имел возможности выполнить работы (оказать услуги), арбитражные суды принимают во внимание обстоятельства, свидетельствующие о том, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при заключении сделки.
К таким обстоятельствам можно отнести:
- подписание первичных документов лицом, не указанным в ЕГРЮЛ, как имеющего право подписи первичных документов от имени контрагента без доверенности при условии, что у налогоплательщика отсутствует доверенность, подтверждающая соответствующие полномочия;
- смерть должностного лица контрагента до заключения договора, нахождение должностного лица контрагента, от имени которого подписан договор, в местах лишения свободы, дисквалификация руководителя контрагента на основании соответствующего судебного акта;
- «спорный» контрагент не зарегистрирован в установленном законом порядке или исключен из ЕГРЮЛ до момента заключения сделки с проверяемым налогоплательщиком;
- оплата поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) осуществлена за наличный расчет с превышением установленных законодательством РФ лимитов.
«Дробление» бизнеса
ЕНВД считается льготным режимом налогообложения, ведь плательщики единого налога освобождены от НСД и налога на прибыль (абз. 2 п. 1 ст. 18, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому компании часто используют его для минимизации налогообложения. Особенно, если они занимаются розничной торговлей, и в регионе, где они ведут свою деятельность, розница переведена на ЕНВД.
Разделять бизнес приходится потому, что для применения ЕНВД предусмотрен ряд ограничений. В частности, это лимит площади. Так, при розничной торговле, осуществляемой через магазины и павильоны, площадь торгового зала должна быть не больше 150 кв. м. (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).
Смысл схемы состоит в том, чтобы разделить площадь большого торгового зала (более 150 кв. м.) на несколько частей, каждая из которых меньше 150 кв. м. И по каждому этому «кусочку» применять ЕНВД.
В письме ФНС рассказывает о случаях довольно грубого использования этой схемы.
Деление площади: как не надо это делать
Как отмечают налоговики, наиболее распространенными являются ситуации, когда формально разграниченная (например, стеллажами и витринами) площадь торгового зала представляет собой единое торговое пространство, с единым кассовым аппаратом и персоналом, без каких-либо перегородок. В таких случаях вся выгода от применения ЕНВД может быть признана необоснованной.
Так, ФАС Волго-Вятского округа пришел к выводу о формальном применении налогоплательщиком ЕНВД, поскольку налогоплательщиком фактически использовалась вся площадь торгового зала, значительно превышающая 150 кв. м., при этом вся площадь торгового зала обслуживалась единым торговым оборудованием, единой кассовой системой, единой системой учета 1-С в каждом из магазинов, с подключением ко всем ККТ и торговыми весами (постановление от 25.03.2013 № А82-4455/2012). Аналогичные выводы представлены и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 15.04.2013 № А79-10322/2011.
Какие еще бывают способы деления площади
Если компания не укладывается в лимиты по площади, она может распределить площадь большого магазина на несколько специально созданных фирм — со своими учредителями, директорами. Каждая отдельная фирма (ИП) будет специализироваться на продаже своей группы товаров, однако внешне все это может выглядеть как единый супермаркет.
По нашему мнению, этот способ является наиболее безопасным — вряд ли налоговики признают в нем схему. Недостаток этого способа — его трудоемкость. Кроме того, такой разделенный бизнес сложнее проконтролировать.
Еще один вариант — уменьшить торговую площадь за счет деления помещения на склад и собственно торговое место.
К сведению
Площадь торгового зала — часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
(ст. 346.27 НК РФ)
Ограничение касается только площади торгового зала. А площадь складских помещений может быть любой — на возможность применения ЕНВД она не влияет.
Напомним, площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
К правоустанавливающим документам относится, в частности, договор аренды (ст. 346.27 НК РФ). В нем могут быть прописаны размеры склада (подсобного помещения) и непосредственно самого торгового зала. Поэтому, если компания собирается применять такой способ оптимизации, она должна позаботиться об этом при заключении договора аренды.
Безусловно, и внешне торговый зал и склад должны отделяться друг от друга хотя бы тонкой перегородкой.
Анализ судебных решений по вопросам необоснованной налоговой выгоды читайте в статье «Истина в суде: споры о необоснованной налоговой выгоде» на с. 116.