В конце ноября в Москве на Общероссийском гражданском форуме проблематика местного самоуправления присутствовала на всех четырех дискуссионных площадках — больших кругах обсуждения: «Экономика», «Власть», «Жизнь», «Общество».
Доказательством неравнодушия россиян к муниципальной практике служит таблица самых популярных тем, ставших предметом наиболее жарких споров сразу на нескольких круглых столах в рамках основных направлений дискуссий.
Экономика
В большом круге «Экономика» вопросы, относящиеся к полномочиям органов местного самоуправления, заняли первые три позиции. К примеру, участие объединений бизнеса и непосредственно предпринимателей в формировании экономической политики на местах немыслимо без сотрудничества с властью, которая должна находиться в так сказать «шаговой доступности». Развитие потребительского рынка на российских территориях как одного из драйверов экономического роста страны тоже в целом невозможно без участия муниципалитетов.
Острее всего сформулировали свою задачу участники круглого стола «Сельские территории: от деградации к развитию». Они с горечью констатировали, что ежегодно закрывается до трети фермерских хозяйств, в результате чего 18 млн га сельскохозяйственных земель зарастают не бурьяном — лесом. А в соседней Финляндии фермеры приравнены к госслужащим, потому что выполняют государственный заказ на обеспечение населения страны продуктами питания, сообщил генеральный директор Арамильского мукомольного комбината (Свердловская область) Виктор Писарев. По его словам, в терпящих бедствие уральских моногородах на создание одного рабочего места тратится не менее 100 000 руб., а в сельской местности — ни копейки. Домохозяйства уже имеют инфраструктуру для довыращивания, к примеру, индюшат или другой домашней живности с соседнего агрохолдинга. Таким образом, занятость сельского населения решается скрытым потенциалом самого населения.
Глава крестьянского хозяйства из Серебряно-Прудского района Московской области Владимир Иванов считает возможной реанимацию первых фермерских хозяйств, стартовавших в начале 90-х. Тогда удалось — пусть стихийно — создать высокорентабельное производство на кооперативных началах, то есть на принципах конфедерации, теперь надо возрождать незаслуженно забытую практику, сказал предприниматель и предложил создать агротехнологические формирования — центры кристаллизации сельскохозяйственного производства. По его мнению, такие агролокомотивы могли бы заключать взаимовыгодные соглашения с фермерами, предусматривающие справедливое распределение доходов. Пять лет такого взаимодействия — реальный срок для того, чтобы фермер встал на ноги и стал работать автономно, считает В. Иванов.
Модератор круглого стола, руководитель крестьянского хозяйства из села Галкинское Камышловского района Свердловской области Василий Мельниченко заявил корреспонденту «ЭЖ»: «Мы не будем просить деньги у государства, ведь на недавней встрече с мэрами президент ясно сказал, что денег нет. Мы способны прокормить страну здоровыми продуктами российского производства — государству не надо ориентироваться на импортное продовольствие. Пусть оно освободит своих сельхозтоваропроизводителей от налогов на период реализации Доктрины продовольственной безопасности, объявит на этот же срок мораторий на банкротство производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции».
По его убеждению, еще одним фактором деградации сельских территорий является отсутствие реального местного самоуправления, поэтому надо вернуться к истокам 131-го закона (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. — «ЭЖ»).
Власть
«О каком местном самоуправлении может идти речь, если в местном бюджете деньги только от губернатора! Нужно срочно, без дуреломства, изменять всю систему», — считает преподаватель музыки из села Мостовское Варгашинского района Курганской области Александр Дедов.
На отсутствие прикладных механизмов государственного и общественного контроля над реализацией права граждан на участие в местном самоуправлении указывает также заведующий кафедрой Международной гуманитарно-технической академии из Махачкалы, кандидат экономических наук Абсалитдин Мурзаев. По его мнению, субъекты Федерации могли бы принять региональные законы о государственных гарантиях права на осуществление местного самоуправления. Их принятие позволит добиться ощутимых успехов в борьбе с коррупцией, установить партнерство власти и общества, вовлечь население в управление делами государства и своими территориями, считает ученый. В качестве полигона практических дел он выбрал родное село Доргели в Карабудахкентском районе Республики Дагестан, в котором возглавил общественный совет поселения и учредил некоммерческое партнерство «Толеранс». В местной общине реализованы, начиная с 2005 г., проекты «Плюсы и минусы местного самоуправления», «Через общественные советы и некоммерческий сектор к гражданскому обществу», «От гражданской активности — к гражданской ответственности», «Через ТОСы к реальному местному самоуправлению».
Его коллега, доцент из сибирского города Новокузнецка Наталья Мальковец проблему видит не в отсутствии законов или в их недостаточной эффективности. Она считает, что у государства нет политики в сфере местного самоуправления, что ведет к дефициту положительной практики. Между тем местные депутаты избраны прямым голосованием, почему они не исполняют волю избирателей, задается вопросом Н. Мальковец и предупреждает активных россиян быть готовыми «к тому, что решение проблем потребует от нас, граждан и жителей, сил, нервов, терпения, времени».
Общероссийский гражданский форум показал стремление неравнодушных россиян участвовать в обустройстве жизни вокруг себя вместе с активным местным сообществом.
Топ-4 популярных тем по результатам интернет-дискуссий и обсуждений на Общероссийском гражданском форуме 23.11.2013
Власть |
Экономика |
Жизнь |
Общество |
Наука и образование — вызовы времени и власти |
Сельские территории: от деградации к развитию |
Молодежная политика |
Как сделать общественную активность нормой |
Местное самоуправление |
Потребление — болевая точка России |
Какая образовательная политика нам сегодня нужна |
Диалог НКО с властью, бизнесом и СМИ |
Общественный контроль |
Участие объединений бизнеса в формировании экономической политики |
ЖКХ и самоорганизация людей |
Проблема недоверия общества к НКО |
Коррупция |
СРО: болезни роста |
Окружающая среда |
Расширение круга гражданских активистов |
Источник: Комитет гражданских инициатив