С началом работы новой контрактной системы процесс закупок для государственных и муниципальных заказчиков сильно изменится. Но нововведения коснутся и другой стороны баррикад. Частным компаниям также придется подготовиться к введению Федеральной контрактной системы: обучить сотрудников, вероятно, пересмотреть ценовую политику и иметь в виду экспертизу результатов выполнения ими заключенных контрактов.
С января 2014 г. все закупки, осуществляемые государственными и муниципальными органами, будут производиться по новым правилам. Основным документом, регламентирующим деятельность в сфере государственного заказа, станет принятый 5 апреля этого года Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Данный документ предполагает ряд подзаконных актов, многие из которых только планируются к принятию (см. также «ЭЖ», 2013, № 46, с. 14). Однако уже сейчас можно с уверенностью сказать, что сфера государственного заказа преобразится довольно сильно. Выделим четыре наиболее глобальных изменения, которые ждут поставщиков в следующем году.
Особенность № 1: проверки и экспертизы теперь обязательны
При закупках по старым правилам заказчик был вправе, но не обязан, привлекать независимых экспертов для проверки соответствия качества поставляемых товаров и услуг требованиям контракта (п. 12 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Теперь же заказчик обязательно должен проводить такую экспертизу, своими силами или при помощи сторонних экспертов (ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Поэтому поставщики должны быть готовы к тому, что качество их товаров и услуг будет проверяться в обязательном порядке.
Кроме того, с 1 января несколько ужесточатся требования к поставщику. В частности, необходимым станет проведение проверки правомочности поставщика заключать контракт, отсутствия компании в реестре недобросовестных поставщиков (данный реестр предусмотрен законом, см. также обзор документов на с. 08), отсутствие у руководителя (а также членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера) компании судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята).
При этом Правительство РФ может устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Поэтому всем поставщикам следует внимательно следить за новостями, связанными с этой стороной торгово-закупочной деятельности, и готовиться к оформлению документации, необходимой для участия в тендерах того или иного вида.
Особенность № 2: демпинг будет стоить дороже
В связи с принятием антидемпинговых мер для поставщика изменяется система гарантийного обеспечения контрактов. Если начальная цена контракта превышает 15 млн руб. и поставщиком предложена цена на 25% и более ниже начальной, то контракт заключается только после предоставления данным поставщиком обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза большего размера, чем обеспечение исполнения контракта, указанное в документации (но не менее чем в размере аванса, если таковой предусматривается).
Когда цена ниже 15 млн руб., поставщик, кроме указанных мер, может предоставить информацию, подтверждающую его добросовестность. Если предметом контракта являются товары, необходимые для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо), то поставщик, снизивший начальную цену более чем на 25%, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, а также документы и расчеты, подтверждающие возможность осуществить поставку по этой цене.
Особенность № 3: малое предпринимательство имеет шанс
Еще одной особенностью перехода к работе по правилам Закона № 44-ФЗ является ориентированность новой системы госзаказа на развитие и поддержку малого бизнеса. Так, предполагается, что не менее 15% совокупного годового объема закупок каждого из государственных и муниципальных органов будет осуществляться у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
Особенность № 4: нужны квалифицированные специалисты
Закон № 44-ФЗ требует, чтобы все работники контрактных служб госорганов имели дополнительное образование в сфере закупок. Но учиться работать по новым правилам следует также и поставщикам, если они планируют эффективно продавать свои товары или услуги госзаказчикам. Важно знать, как правильно подавать заявку на участие в тендере, какие документы готовить, когда заказчик вправе отклонить заявку и многое другое. Потому, очевидно, компаниям понадобятся специалисты, которые хорошо ориентируются в новых правилах игры.
Еще одно новшество, которое ждет участников сферы госзаказа — Единая информационная система (ЕИЦ). Пока точно неизвестно, как именно она будет создаваться и функционировать, но поставщикам в любом случае необходимо уметь работать со специализированными информационными ресурсами, как, например, общероссийский сайт госзакупок или аналитические разделы электронной площадки РТС-тендера.
Поскольку Федеральная контрактная система еще находится на стадии становления, участникам сферы госзакупок необходимо внимательно следить за изменениями в законодательстве и учиться работе в рамках ФКС, постоянно повышая уровень своей компетентности в данном вопросе.