Ужесточение норм в отношении требований к обеспечению заявки и исполнения контракта заставит многие компании малого и среднего бизнеса отказаться от участия в закупках. Такое мнение в ходе VIII Всероссийской практической конференции-семинаре «Государственные закупки — 2013» высказала Мария Денисенко, заместитель директора департамента экономики и финансов Министерства связи и массовых коммуникаций РФ.
К настоящему времени на рынке сформировался круг малых и средних компаний, которые принимают участие в закупках, только когда не установлено требование о внесении обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта. Зачастую это связано с нехваткой свободных денежных средств, которые можно вывести из оборота.
Но после 1 января, согласно ст. 44 Закона № 44-ФЗ, заказчики будут обязаны устанавливать требования к обеспечению заявок (сейчас это их право) и исполнению государственных и муниципальных контрактов (ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Исключение, когда заказчик лишь вправе требовать обеспечение, предусмотрено только для некоторых видов контрактов, заключаемых по результатам закупки у единственного поставщика.
В итоге действительно конкурентными останутся лишь процедуры с суммой закупки до 3 млн руб., для которых размер обеспечения заявки будет равен 1% от начальной (максимальной) цены контракта (п. 14 ст. 44 Закона № 44-ФЗ). В них представители малого бизнеса еще смогут позволить себе принять участие.
Конкуренция может сойти на нет и из-за механизма борьбы с демпингом, поскольку при снижении цены контракта на 25% при закупках на сумму 15 млн руб. и более размер обеспечения исполнения контракта, которое должен предоставить участник, увеличивается в 1,5 раза, а при меньшем объеме закупок — либо повышенное обеспечение, либо информацию, подтверждающую его добросовестность согласно требованиям п. 3 ст. 37 Закона № 44-ФЗ.
Предприятия также должны будут учитывать, что обеспечение заявок (денежными средствами или в виде банковской гарантии) может к ним не вернуться. Согласно ч. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ это возможно в трех случаях:
- при уклонении или отказе участника закупки от заключения контракта;
- при непредоставлении или предоставлении с нарушением требований Закона № 44-ФЗ обеспечения исполнения контракта до заключения контракта;
- при изменении или отзыве участником закупки заявки на участие в определении поставщика после истечения срока окончания подачи таких заявок.
Последнее основание существенно ограничивает стратегию поведения участников закупок. Ведь хотя возможность отзыва заявок предусмотрена законодательством, она слишком дорого будет стоить для небольших компаний.
Отсутствие свободных средств для предоставления обеспечения не удастся в полной мере восполнить и за счет банковских гарантий. Во-первых, они недоступны для малых предпринимателей, не имеющих финансовой отчетности. А во-вторых, количество банков, включенных в перечень отвечающих требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (согласно ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ и п. 4. ст. 176.1 НК РФ), невелико, к тому же они представлены в основном московскими кредитными организациями, не имеющими развитой филиальной сети. И далеко не все из тех, что включены в перечень, приступили к структурным изменениям и обновлению систем документооборота, которые позволят им активно предлагать гарантии на рынке. Этим занимаются лишь самые крупные из банков, а небольшие банки, к которым обращено внимание малого и среднего бизнеса, не могут позволить себе произвести необходимые для изменений финансовые вложения. Поэтому поиск устойчивого банка-партнера, соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе и возможностям компании становится одной из важных задач участников закупок.