Эльвира Набиуллина мягкости не проявила

| статьи | печать

Альфа-банк подготовил обзор российской экономики, в котором пытался ответить на вопрос, как будет выглядеть приверженность Центрального банка России к таргетированию инфляции в следующем 2014 г.

Аналитики Альфа-банка констатируют, что, несмотря на крайне слабый рост ВВП в нынешнем году — всего 1,3% за девять месяцев нынешнего года в годовом исчислении, ЦБ так и не изменил ставок. Когда в середине нынешнего года в ЦБ пришла команда новой председательницы Эльвиры Набиуллиной, рынок сходился во мнении, что монетарная политика наконец начнет смягчаться. Считалось, что Эльвира Набиуллина, бывшая министр экономического развития, будет стараться и на своей новой позиции подстегивать экономический рост, а не повышать стабильность монетарной системы. Но это мнение оказалось ошибочным; можно, видимо, сделать вывод, что ЦБ успешно прошел первое испытание и доказал рынку свою независимость.

Монетарная политика даже стала последовательнее, продолжают аналитики Альфа-банка. ЦБ сосредоточился на создании предпосылок для перехода к политике таргетирования инфляции — упростил систему ставок, устранив неопределенность в отношении ключевой ставки и назвав таковой ставку по недельным аукционам РЕПО 5,5%; упростил коридор интервенций на валютном рынке для повышения гибкости курса; наконец, с февраля 2014 г. обещает переключиться с фондирования банков на предоставление им краткосрочной ликвидности. Все эти изменения указывают на приверженность регулятора курсу таргетирования инфляции.

Надо отметить, что возможности ЦБ использовать ставки в качестве инструмента стимулирования роста все еще ограничены. Во-первых, снижение ставок будет негативно сказываться на рублевых сбережениях — при очень высоких реальных ставках кредитов реальные ставки депозитов приближаются к нулю. Приток рублевого фондирования в банки уже низкий, а доля притока валютных вкладов подскочила с 10% в 2011 г. и 30% в 2012 г. до 50% в 2013 г.

Ухудшение настроений в отношении курса рубля — еще один фактор, препятствующий понижению ключевой ставки. Рост российского экспорта остается слабым, профицит текущего счета снижается, Россия в целом должна погасить 120 млрд долл. краткосрочного внешнего долга. Чтобы поддержать рубль, ЦБ в этом году вынужден был продать уже 22 млрд долл., резервы снизились до психологически важной отметки 500 млрд долл., и в этих условиях аналитики Альфа-банка сомневаются, что ЦБ способен на самом деле отпустить рубль в свободное плавание, в чем, правда, он не торопится сознаваться.

Последнее по очереди, но не по важности: правительству не удалось сдержать инфляцию, сетуют аналитики Альфа-банка, сейчас она составляет 6,4% в годовом выражении, что выше 6-процентного ориентира ЦБ. В будущем году объявлено замораживание тарифов, это наверняка позволит сдержать рост цен; однако слабая конкуренция на внутреннем рынке продолжит оказывать повышательное давление, и ЦБ будет вынужден сохранить ставки на прежнем уровне в ожидании ускорения инфляции в 2015 г. В противном случае ЦБ спровоцирует перегрев на рынке, уверены аналитики Альфа-банка.

Чувствительность спроса на кредиты к ставкам сейчас не столь высока, констатируют они: в отличие от докризисного периода, сейчас спрос на кредиты неэластичен по процентным ставкам. Чувствительность рос­та кредитов к рентабельности в пять раз выше, чем к ставкам. Поэтому снижение ставки сейчас не может быть эффективным средством стимулирования экономического роста.

Мировой опыт показывает, что переход к инфляционному таргетированию требует одного-двух лет дезинфляции, и каждый однопроцентный пункт замедления инфляции сокращает рост ВВП на 0,4 п. п. Рост ВВП России вряд ли сможет составлять в ближайшие годы более чем 1,5—2,0%, а поэтому цена снижения инфляции на 2 п. п., до 4,5% в 2016 г., на что рассчитывает ЦБ, может оказаться слишком высокой.

Дезинфляция и ее влияние на рост ВВП


Годы дезинфляции

Замедление индекса потребительских цен, процентных пунктов

Замедление роста ВВП

На 1 процентный пункт замедления индекса потребительских цен

Австралия

1990—1992

7,5

3,4

0,5

Новая Зеландия

1991—1992

3,5

0,7

0,2

Канада

1991—1993

3,1

2,2

0,7

США

1991—1993

3,1

1,2

0,4

Швейцария

1991—1997

4,9

3,3

0,7

Чехия

1998—1999

7,7

1,5

0,2

Южная Корея

1998—1999

5,2

4,8

0,9

Мексика

1999—2004

8,3

3,3

0,4

Польша

2000—2003

8,1

2,8

0,4

Венгрия

2001—2002

4,4

–0,2

0,0

В среднем

5,6

2,3

0,4

Источник: Альфа-банк, МВФ