Трубопровод «Газпрома» «Южный поток» не сможет работать в Евросоюзе, если не подчинится европейским законам в энергетической сфере, а согласование может занять несколько лет, сообщила Еврокомиссия в четверг, 5 декабря. Так закончились переговоры между «Газпромом» и Еврокомиссией в Брюсселе.
ЕС не разрешает поставщикам энергоносителей владеть трубопроводами, которыми они пользуются для доставки топлива потребителям. Это правило пытается игнорировать «Газпром», который в ноябре начал строить участок «Южного потока» в Сербии. Кроме того, европейцы упорно продолжают расследование нарушений их антимонопольного законодательства российским гигантом, от чего «Газпром» тоже пытался отмахнуться.
В Брюсселе состоялись переговоры представителей российской компании и еврочиновников. Зампред «Газпрома» Александр Медведев попытался сразу запугать оппонентов, сообщив, что его компания уже нашла покупателей на весь предполагаемый объем газа в 63 млрд кубометров в год.
«Могу сказать открыто и откровенно, что „Южный поток“ не будет действовать на территории Европейского союза, если не будет соответствовать законам ЕС», — такой ответ чиновника энергетического департамента Еврокомиссии Клаус-Дитера Борхардта цитирует агенство Reuters. В среду, 4 декабря, еврокомиссар по конкуренции Хоакин Альмуния высказался по поводу подозрений в отношении «Газпрома» в злоупотреблении доминирующим положением в Центральной и Восточной Европе: «Газпром» в ближайшие дни пойдет на уступки Евросоюзу, чтобы избежать этих обвинений.
О позиции «Газпрома» на брюссельских переговорах сообщило France 24 со ссылкой на AFP: монополист выразил готовность принять некоторые возможные обязательства, чтобы найти решение по вопросам конкуренции и пообещал представить в ближайшие дни проект предложений в письменной форме, которые Комиссия рассмотрит и оценит.
Факт проведения встречи в Брюсселе агентству «Интерфакс» в «Газпроме» подтвердили, отказавшись комментировать ее итоги. По имеющейся информации выходит, что «Газпром» идет на любой сотрудничество с Еврокомиссией в расследовании антиконкурентной деятельности. И европейцы уверены, что компания будет вынуждена согласиться следовать и другим правилам ЕС, пойти на разделение добывающего и реализущих продукцию бизнесов. Причем, по оценкам еврочиновников, на это потребуется полтора-два года.