Рейтинговое агентство Standard & Poor's опубликовало развернутое объяснение нынешнего московского кредитного рейтинга. Интерес к Москве как заемщику возрос в нынешнем году и будет оставаться высоким, потому что в отличие от практики 2010—2012 гг., когда городские власти отказывались от заимствований, в нынешнем году и в ближайшей перспективе московский бюджет без займов не обойдется; они уже и начались.
По правилам агентства, региональный заемщик не может иметь рейтинга выше, чем у страны, поэтому кредитный рейтинг Москвы не отличается от кредитного рейтинга России — BBB. Но агентство рассчитывает и индикативный показатель кредитоспособности — то есть каким бы мог быть рейтинг регионального эмитента, если бы можно было не учитывать страновой рейтинг. В этом случае у Москвы, по мнению экспертов Standard & Poor's, рейтинг был бы BBB+, то есть на ступеньку выше, чем сейчас у России.
Объясняя, почему такое возможно, агентство указывает на уникальное экономическое место Москвы в России. По данным Standard & Poor's, вклад Москвы в экономику России составляет 18% — в то время как официально доля москвичей в населении России составляет всего 8,4%; больше того, если даже взять Московский регион, то и тут доля населений (13%) окажется ниже, чем доля в российском ВВП.
Москва конкурентоспособна на глобальном уровне, считают эксперты агентства, благосостояние москвичей мало чем отличается от благосостояния жителей наиболее развитых столичных городов мира; одновременно благосостояние Москвы почти вдвое выше, чем в среднем по России. Московская экономика хорошо диверсифицирована, на долю сектора услуг в городе приходится вполне европейская хорошая цифра — 80%. Беда только в том, что налоговые поступления в значительной мере обеспечивают зарегистрированные в Москве нефтегазовые компании — и теперь вступивший в силу закон о консолидированных группах налогоплательщиков (подразумевает регистрацию компании в месте, где у нее наибольший оборот) сократит эти поступления. А следовательно, Москва может лишиться заметной части доходов: до 5%!
Последствия закона о консолидированном налогоплательщике хорошо показывают главный риск для рейтинга Москвы — неполную самостоятельность ее управленцев. Будучи тесно связана с Кремлем, команда мэра Сергея Собянина — несмотря на победу на сентябрьских выборах — вынуждена оглядываться на действия и даже прямые поручения из президентской канцелярии, а это непрогнозируемая ситуация.
Нельзя также забывать о неопределенности на мировых сырьевых рынках. Резкое падение цен на сырье приведет к сильнейшему бюджетному кризису в городе — даже несмотря на то что штаб-квартиры сырьевых компаний пока что еще остаются в Москве и платят здесь налоги. Если же одно наложится на другое, страшно себе представить, как плохо придется Москве.
Standard & Poor’s считает, однако, что Москва в ближайшие два-три года будет проводить умеренную денежную политику, что приведет разве что к небольшому ухудшению финансовых показателей. Отношение текущего профицита к текущим доходам бюджета будет снижаться с поразительно высоких 16% до вполне понятных 10%.
Агентство указывает и на приватизацию, которая, по ее мнению, должна восполнять любые дефициты, буде таковые возникнут: в нынешнем году только приватизация Московской объединенной энергетической компании принесла в бюджет примерно 6% от цены той сделки.
Эксперты Standard & Poor's считают, что в сравнении с другими регионами России Москва выделяется большей гибкостью в проведении бюджетной политики, и это несомненный плюс. Но вот качество управления финансами, по мнению агентства, — негативный фактор для Москвы. Нельзя также забывать, что на рейтинг Москвы в любом случае будет влиять рейтинг России — а ситуация в страновой экономике куда более напряженная, чем в городской.
Тем не менее агентство ожидает, что в оставшееся время нынешнего года и ближайшие два-три квартала следующего года Москва не растратит значительной части своих больших денежных остатков, поэтому даже при увеличении программы заимствований этих остатков хватит, чтобы успешно обслуживать и гасить долги.
Москва: экономические показатели на конец года
|
2010 |
2011 |
2012 |
2013 (прогноз) |
2014 (прогноз) |
2015 (прогноз) |
Население, граждан |
11 461 631 |
11 816 671 |
11 918 053 |
12 035 000 |
12 140 000 |
12 230 000 |
Прирост населения, % |
1,1 |
3,1 |
0,86 |
0,98 |
0,87 |
0,74 |
ВВП на душу населения, руб. |
730 774 |
865 642 |
930 941 |
1 014 541 |
1 096 085 |
1 180 716 |
Реальный ВРП, прирост, % |
1,4 |
2,8 |
1,5 |
2,0 |
2,0 |
3,0 |
Безработица |
1,8 |
1,4 |
0,8 |
1 |
0,9 |
0,9 |