Российский фармацевтический рынок страдает от избытка зарегистрированных лекарств и действующих аптек. Это следует из доклада о состоянии конкуренции на рынках лекарственных препаратов и медицинских услуг, представленного министром здравоохранения Вероникой Скворцовой на заседании правительства. По ее словам, превышение оптимального количества субъектов фармацевтической деятельности в сочетании с невысокой платежеспособностью населения приводит к снижению качества оказания фармпомощи.
По данным Минздрава, на 1 января 2013 г. в государственный реестр лекарственных средств входило 20 359 наименований, а с учетом лекарственных форм, дозировок и фасовок — более 35 000 наименований. Из них оригинальные препараты составляют только 23%. Таким образом, по доле сегмента воспроизведенных лекарственных препаратов — 77% — Россия занимает третье место в мире после Китая и Индии. Структура рынка стран «Большой семерки» формируется иначе: в США — 12% дженериков, в Японии — 30, Германии — 35, Франции — 50, Англии — 55, Италии — 60 и Канаде — 64%.
По словам В. Скворцовой, в большинстве стран с развитой системой контроля качества эффективности и безопасности лекарственных средств число дженериков инновационного препарата не превышает 4—5 за счет высоких требований к параметрам сравнения препаратов и более жестких барьеров входа на рынок для последующих копий. В то же время на российском рынке отдельные оригинальные препараты имеют несколько десятков и даже сотен воспроизведенных аналогов. Так, первое место по числу копий занимает препарат «Вольтарен» (действующее вещество — диклофенак), который имеет сегодня на рынке 207 зарегистрированных дженериков.
Чтобы уменьшить долю сегмента воспроизведенных лекарств, Минздрав предложил при регистрации дженерика требовать согласие производителя инновационного лекарства на использование результатов клинических и доклинических исследований, если с момента регистрации оригинала прошло менее шести лет. Однако эту поправку в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» уже раскритиковала Ассоциация российских фармацевтических производителей (АРФП). 9 декабря лоббисты направили письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, в котором назвали нерациональным с точки зрения лекарственного обеспечения населения предлагаемое Минздравом регулирование режима data exclusivity (эксклюзивности данных).
Ассоциация считает, что для решения данной проблемы целесообразно воспользоваться мировым опытом и разделить срок в шесть лет на два периода: четыре года действия режима data exclusivity, и два года marketing exclusivity, в течение которых дженериковая компания готовит препарат к выводу на рынок, проходя процедуру регистрации, но до истечения которого воспроизведенный препарат не может быть выпущен на рынок. «Минздрав, предлагая не разбивать период data exclusivity, тем самым в очередной раз замедляет выход дженерика на рынок на 2—3 года, что бьет по интересам не только дженериковых компаний, но и пациентов, ожидающих доступные лекарства», — заявил генеральный директор АРФП Виктор Дмитриев.
Если верить Минздраву, пока россиянам хватает лекарств с лихвой. «Особенностью отечественного фармацевтического рынка является не только огромное количество зарегистрированных средств лекарственных, но и огромное число хозяйствующих субъектов, секторов производства и распределения», — отметила глава здравоохранительного ведомства. По данным Единого реестра лицензий Минпромторга, лицензии на производство лекарственных препаратов имеют 550 предприятий и более тысячи зарубежных фармкомпаний осуществляют поставки лекарственных средств.
Согласно представленным на заседании Кабмина данным, в России одна аптечная организация в среднем приходится на 1450 жителей, что в 2—5 раз выше по доступности по сравнению с большинством зарубежных стран. К примеру, в США этот показатель равняется 4500, в Германии — 3900.
«Таким образом, в стране не только нет дефицита аптечных организаций, но отмечается превышение оптимального количества субъектов фармацевтической деятельности, что в сочетании с невысокой платежеспособностью населения приводит к низкой рентабельности деятельности единичных субъектов на рынке и, как следствие, к таким процессам, как формирование аптечных сетей, снижение качества оказания фармпомощи, уменьшение доли производственных аптек, аптек, требующих особых условий хранения и отпуска для ряда препаратов, таких как наркотики сильнодействующие, и минимизация консультационной помощи», — заключила министр здравоохранения. По ее словам, важной чертой такой раздутой аптечной сети является диверсификация бизнеса для оптовых структур. Создание вертикально интегрированных структур и крупных аптечных сетей способствует возникновению ряда проблем для развития конкурентной среды — платы за вход в аптечную сеть для производителей, приоритетного продвижения собственных торговых марок, а также ценового демпинга, полагают в Минздраве.
к сведению
Число частных медицинских организаций будет расти. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. По его словам, конкурентная среда на рынке медицинских услуг должна принципиальным образом изменить взаимоотношения между врачом и пациентом.
По словам премьера, география нашей страны такова, что у нас на всей территории очень трудно обеспечить условия для полной конкуренции на рынке медицинских услуг. Из-за низкой рентабельности медицинский бизнес особенно сложно привлечь в труднодоступные и малонаселенные районы. «Поэтому обеспечение доступности качественной медицинской помощи в таких местах и вообще в целом по стране все равно, конечно, берет на себя государство, и так будет еще, я думаю, очень и очень долгое время», — отметил глава правительства.
Другую картину можно наблюдать в крупных городах и густонаселенных районах, где открываются новые медицинские организации, центры и клиники. За три года количество негосударственных медицинских организаций, которые работают в системе ОМС и участвуют в программах государственных гарантий, увеличилось вдвое, до 1250. Премьер считает, что число таких организаций будет расти. Но особые надежды в этой сфере Кабмин возлагает на партнерство между бизнесом и государством.