Обязанность предоставить обеспечение исполнения контракта может помешать бюджетным организациям как предлагать себя в качестве участника закупок в рамках контрактной системы, так и воспользоваться необходимыми услугами других бюджетных организаций.
В рамках контрактной системы бюджетное учреждение может выступать не только заказчиком, но и участником закупок, то есть поставщиком, подрядчиком или исполнителем. Претендуя на то, чтобы заключить контракт, бюджетное учреждение согласно Закону о ФКС обязано внести обеспечение исполнения контракта (Закон о госзакупках освобождал бюджетные учреждения от этой обязанности). Размер обеспечения исполнения контракта по общему правилу должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 Закона о ФКС).
Предположим, что сотрудники бюджетного учреждения нашли заказ с начальной максимальной ценой контракта (НМЦ) 50 млн руб, который полностью может быть выполнен силами этой организации. Встает вопрос, каким образом предоставить обеспечение исполнения контракта, если бюджетное учреждение будет признано победителем? Если размер обеспечения исполнения контракта составляет 30% НМЦ, то это 15 млн руб, которые победитель должен предоставить перед заключением контракта либо в виде банковской гарантии, выданной банком, включенным в предусмотренный ст. 176.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, либо «живыми» деньгами.
Бюджетные учреждения не имеют права открывать счета в кредитных организациях, а только в казначействе (ч. 14 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее — Закон № 7-ФЗ), которое никаких банковских гарантий не предоставляет и не включено в перечень банков, имеющих право на их выдачу. Потому размер платы за банковскую гарантию при приобретении ее бюджетным учреждением на рынке может составить 3—7% от ее стоимости. Для рассматриваемого случая это минимум 450 000 руб. Такая сумма не вписывается в процедуры закупок до 100 000 руб., а значит, бюджетное учреждение должно будет закупать банковские гарантии в рамках полноценных процедур размещения заказа в соответствии с требованиями и по срокам, заложенным Законом о ФКС. Соответственно, это должно быть отражено и в плане закупок и плане-графике бюджетного учреждения.
Вариант предоставления бюджетным учреждением обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств (15 млн руб. в нашем примере) представляется еще более трудноисполнимым. Это потребует в конечном итоге внесения изменений в план финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения (ПФХД) и его утверждения вышестоящим органом. Не говоря о том, что к моменту заключения контракта указанные средства должны быть аккумулированы на лицевом счете для учета средств по приносящей доходы деятельности, открытом в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном требованиями ч. 8 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ. Причем средства на лицевом счете должны быть заранее заработаны бюджетным учреждением, а направление их на обеспечение исполнения контракта должно быть предусмотрено ПФХД. Законодательство не предполагает возможности направления на цели обеспечения исполнения контрактов средств, предоставленных в виде субсидий из бюджета на осуществление государственного или муниципального задания.
Этот пример наглядно демонстрирует, что получение банковской гарантии сопряжено с целым комплексом работ, которые должны быть проведены бюджетным учреждением как заказчиком в рамках ФКС, если оно намерено выступать в качестве участника закупок. Лучшим выходом будет, если бюджетное учреждение воспользуется правом на осуществление закупок из внебюджетных средств по Закону № 223-ФЗ и примет своевременно положение о закупках, в котором надо предусмотреть возможность заключения контракта с единственным источником на получение банковской гарантии. В этом случае проблема получения банковской гарантии может быть решена намного проще и быстрее.
Те бюджетные учреждения, которые не примут положение о закупке по Закону № 223-ФЗ или не предусмотрят в нем короткую процедуру заключения контракта на получение банковской гарантии, фактически будут лишены возможности предоставить обеспечение исполнения контракта согласно Закону о ФКС. Точнее, смогут участвовать только в закупках, в которых размер требуемого обеспечения предполагает плату за банковскую гарантию не более 100 000 руб.
Поскольку практически все контракты (за небольшим исключением), которые заключаются в рамках Закона о ФКС, требуют предоставления обеспечения, бюджетные учреждения не смогут осуществить закупки услуг у других бюджетных учреждений или ГУПов без того, чтобы выставить им подобные требования. Например, закупить услуги вневедомственной охраны или бюро технической инвентаризации. В связи с этим возникают сомнения, что подобные структуры, нередко являющиеся монополистами, будут иметь желание и возможность провести внутреннюю работу, которая позволит им предоставить обеспечение исполнения контрактов для всех их заказчиков, кому это может потребоваться согласно Закону о федеральной контрактной системе.