Вправе ли заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, устанавливать требования к участникам закупок об отсутствии записи о них в реестре недобросовестных поставщиков, ведущемуся ФАС России по Закону № 94-ФЗ или тому, который будет вестись по Закону № 44-ФЗ?
Ольга Лисовенко: Да, вправе. Требования к участникам заказчики формируют самостоятельно в своем Положении о закупках и другой документации о закупках. Единственное ограничение — требования должны быть измеряемыми и не нарушать положения Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Может ли бюджетное учреждение осуществлять закупки по Закону № 223-ФЗ лишь на часть денежных средств от иной приносящей доход деятельности, а остальное использовать для закупок, регулируемых Законом о ФКС?
О.Л.: Это возможно, поскольку не запрещено. Вопрос в том, каким образом оформить разграничение этих средств в положении о закупках. Кроме того, придется отразить разделение средств при планировании закупок. Те деньги, которые останутся для закупок в рамках ФКС, должны будут планироваться по Закону № 44-ФЗ, а те, на которые закупки будут осуществляться по Закону № 223-ФЗ, — планироваться в соответствии с ним. При этом надо учесть, что объем средств (5%, 10%), которые позволено потратить для закупки у единственного поставщика по Закону о ФКС необходимо будет исчислять из общей суммы: и тех денег, что поступили в виде субсидий на исполнение государственного задания, и той части средств, что перекинута из доходов от иной деятельности бюджетного учреждения. Аналогично внебюджетные средства, потраченные на закупки по Закону № 44-ФЗ, будут учитываться и при определении того, надо ли бюджетному учреждению создавать контрактную службу или достаточно назначить контрактного управляющего (если совокупный годовой объем закупок в соответствии с планом-графиком не превышает 100 млн руб.)
Если бюджетное учреждение приняло и опубликовало положение о закупках по Закону № 223-ФЗ, вправе ли оно проводить процедуры по Закону № 223-ФЗ в случае смешанного финансирования закупок: частично за счет средств государственных субсидий, частично из заработанных средств?
О.Л.: Смешанная закупка (чаще всего таковой будет содержание имущества, коммунальные услуги, электроэнергия) должна проводиться и планироваться только по Закону о ФКС. И деньги, израсходованные на нее, в том числе и та часть, которая заработана, будут учитываться при определении совокупного годового объема закупок.
Можно ли бюджетному учреждению провести аукцион или запрос котировок в IV квартале 2013 г. и по итогам заключить договор 30 декабря со сроком исполнения с 1 января 2014 г., не дожидаясь утверждения бюджета на 2014 г.? Или лучше провести закупки в IV квартале за счет иной приносящей доход деятельности, а потом, после утверждения бюджета, внести изменения в данный контракт, где часть закупок передать бюджету?
О.Л.: Для бюджетного учреждения факт принятие бюджета никакой роли не играет. Проводить закупки уже в этом году можно хоть на три года вперед (но с учетом трехлетнего финансирования и планирования).
Как учитывать в плане-графике закупки, если они запланированы по утвержденному бюджету, а средства на это до бюджетного учреждения не доведены?
О.Л.: Поскольку бюджетное учреждение не орган власти, то у него нет доведения лимитов как такового. Его деятельность никак не связана с утверждением бюджетов, и даже в этом случае оно может закупать.
Обязательно ли бюджетному учреждению создавать в рамках работы по Закону № 223-ФЗ отдельную комиссию по закупкам? Или эти обязанности можно возложить на имеющуюся комиссию, которая уже работает по Закону № 94-ФЗ или создается для работы по Закону № 44-ФЗ?
О.Л.: Отдельную комиссию можно не создавать, но решением о создании единой комиссии по закупкам должно быть предусмотрено, что она работает в двух режимах по двум законам — и по Закону о ФКС, и по Закону № 223-ФЗ. Если же такая возможность решением о создании комиссии или положением о комиссии не предусмотрена, то нельзя.