На начинающемся саммите Евросоюза должно быть принято решение о создании Единого механизма санации банков (Single Resolution Mechanism, SRM). Этот механизм должен стать важным шагом на пути к созданию полноценного единого банковского регулятора для всей еврозоны и позволить без особенных проволочек убирать с финансовой сцены несостоятельные банки.
Пока что понятно, что существует одно важное препятствие: скептическая позиция Германии, которая не желает платить за банковские грехи других стран. Однако в среду, 18 декабря, появился первый явный признак того, что и это препятствие будет преодолено. Как заявил еврокомиссар по экономическим вопросам Олли Рен, произошел решительный прорыв в деле создания полноценного банковского союза. А министр финансов Нидерландов Йорун Дяйсельблум, возглавляющий Еврогруппу, которая занимается созданием банковского союза, прямо-таки излучал оптимизм: «Мы близки к тому, чтобы совершить эту сделку. Мы проделали длинный путь. Это будет банковский союз, вот и все!». Правда, Вольфганг Шойбле, министр финансов Германии, не был восторжен: «На встрече достигнут некоторый прогресс», — только и сказал он, отказавшись объяснять, что именно это за прогресс и как далеко он зашел.
На прошлой неделе министры финансов еврозоны достигли весьма предварительного соглашения о том, чтобы сформировать отдельный фонд размером 75 млрд евро, из которого будет финансироваться санация проблемных банков. Понятно, что, если речь пойдет о небольших или даже средних банках, средств фонда хватит на их санацию, а вот если понадобится спасать огромный банк — их может и не хватить. Германия справедливо подозревает, что в случае чего именно она будет выступать главным донором, и отбивает всякие попытки увеличить размер возможных выплат. Более того, Германия настаивает на том, чтобы в процесс принятия решения о санации европейских банков была включена Европейская комиссия — то есть бюрократическая и неповоротливая структура. Как подсчитали журналисты, если эта идея Германии будет поддержана, свою позицию по ситуации вокруг каждого проблемного банка должны будут высказать 126 человек.
Марио Драги, председатель Европейского центробанка, считает такой подход неправильным — по его мнению, при санации банков очень важна скорость принятия решений, а с такими бюрократическими барьерами европейские финансовые власти просто не будут поспевать за жизнью: «Каждому известно, что такого рода решения должны приниматься немедленно».