Банк России не так давно начал осуществлять полномочия упраздненной ФСФР России и уже разработал законопроект о саморегулировании в сфере финансовых рынков. Этот документ обязывает все финансовые организации вступать в СРО в определенном сегменте: будь то брокерская, дилерская или иная финансовая деятельность. Такие СРО обязаны будут разрабатывать базовые и внутренние стандарты, а также соответствовать требованиям Банка России.
Банк России разработал законопроект, изменяющий нынешнее саморегулирование на финансовом рынке, — проект федерального закона «О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков» (далее — проект, законопроект). Сейчас этот документ находится на этапе ОРВ. Законопроект распространяется на саморегулируемые организации (СРО), которые создали следующие субъекты финансового рынка:
- профессиональные участники рынка ценных бумаг (ПУР): брокеры, дилеры, доверительные управляющие, депозитарии регистраторы, а также Внешэкономбанк в части осуществления им деятельности ПУР;
- управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционного фонда (ИФ), паевого ИФ (ПИФ) и негосударственного пенсионного фонда (НПФ);
- акционерные ИФ;
- актуарии и субъекты страхового дела, кроме создаваемых РФ организаций для осуществления обязательного страхования;
- кредитные потребительские кооперативы (ПК), деятельность которых при одобрении законопроекта будет регулироваться Федеральным законом от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации», за исключением некоторых требований, например, о достаточном количестве финансовых организаций для создания СРО;
- жилищные накопительные кооперативы, НПФ, микрофинансовые организации, профильные законы о которых будут применяться в части, не противоречащей положениям законопроекта;
- сельскохозяйственные кредитные ПК;
- бюро кредитных историй;
- рейтинговые агентства.
Саморегулирование будет всеобщим и не всегда специализированным
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту ЦБ, сейчас деятельность СРО большинства указанных субъектов урегулирована профильными законами о деятельности самих субъектов, а не их СРО, или не урегулирована совсем (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», далее — Закон № 315-ФЗ).
Законопроект призван навести порядок в саморегулировании на финансовом рынке. Он был разработан в рамках Стратегии развития финансового рынка РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р.
К плюсам проекта можно отнести сохранение наработанного совмещения в одной СРО функций по нескольким видам деятельности, что полезно для самих участников рынка. Минусом для самих участников финансового рынка может стать обязательное участие в СРО, что сопряжено с соблюдением правил таких СРО и обязательными членскими взносами.
Отдельные положения проекта в случае его принятия для некоторых СРО станут актуальны только спустя некоторое время после вступления его в силу. Речь идет о тех профессиональных объединениях в соответствующей сфере, которые действуют уже сейчас и в случае одобрения закона смогут приобрести статус СРО в льготном порядке. В частности, требования о достаточном количестве участников — финансовых организаций или о квалификации руководителя СРО станут для них реальностью спустя два года.
В уходящем году была упразднена ФСФР России, а ее функции теперь выполняет Банк России (Федеральный закон от 23.07.2013 № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку РФ полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков», Указ Президента РФ от 25.07.2013 № 645). И сейчас Банк России может присвоить статус СРО организации, учрежденной минимум десятью ПУР (ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
Согласно законопроекту, одним из важных требований для получения статуса СРО будет являться условие об участии в такой организации минимум 30% от общего числа участников рынка, осуществляющих соответствующий вид деятельности. Так, разработчики планируют бороться с недобросовестностью «однодневных» СРО и усилить контроль за их открытием и закрытием. При этом полномочия по такому контролю и некоторые другие функции Банк России сможет передать СРО при наличии ее обращения. Например, речь идет о надзоре за соблюдением членами СРО законов, актов Банка России, аттестации руководителей членов СРО и др.
Двойные стандарты для участников финансового рынка
Действующие правовые нормы предусматривают добровольное участие в СРО субъектов финансового рынка (ч. 1 ст. 48 Закона № 315-ФЗ, ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» и др.). Разработчики же проекта планируют сделать такое участие обязательным. Вступить в СРО субъектам финансового рынка необходимо будет в течение 180 дней после получения организацией данного статуса или прекращения членства в СРО соответствующего вида. При отсутствии СРО в соответствующем сегменте рынка полномочия по регулированию и надзору за его участниками будет дальше осуществлять Банк России.
Кроме того, в СРО будут разрабатываться в соответствии с законодательством РФ и актами Банка России базовые и внутренние стандарты деятельности, устанавливающие требования к членам СРО как к субъектам финансовых рынков, регулирующие отношения между членами СРО, между членами СРО и их клиентами. Базовые стандарты должны будут разрабатываться в определенном сегменте финансового рынка и быть согласованы между СРО данного сегмента. Помимо таких стандартов каждая СРО будет разрабатывать еще и внутренние стандарты, которые обязательны для членов конкретной СРО.
СРО должна будет направлять в Банк России ежегодно до 1 февраля график плановых проверок на текущий год. А регулятор — результаты проверок деятельности членов СРО. За Банком России закрепляются функции по надзору за деятельностью СРО с возможным применением санкций в виде наложения штрафа и направления требования о замене руководства СРО, а также отзыва статуса СРО.
Законопроектом предусмотрены и иные требования к созданию и деятельности СРО в той или иной финансовой области.