С 10 ноября 2013 г. вступили в действие новые Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг. ФСФР России, прежде чем быть упраздненной (см. «КС» № 8 за 2013 г.), успела принять их одним из последних приказов (от 4 июля 2013 г. № 13-55/пз-н). В данном материале комментируются не концептуальные поправки в регулировании эмиссии ценных бумаг, введенные новой редакцией Стандартов (тем более, таких изменений не произошло), а отдельные аспекты практической работы эмитентов ценных бумаг в связи с новациями.
Многие из поправок основаны на новых нормах законодательства о рынке ценных бумаг (Федеральный закон от 29.12.2012 № 282-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»). В частности, существенным коррективам подвергся перечень случаев обязательной регистрации проспекта ценных бумаг. Изменилась концепция самой нормы о данном перечне. Предыдущая редакция закрепляла случаи, когда государственная регистрация выпуска ценных бумаг обязательно должна была сопровождаться регистрацией проспекта. Это:
- размещение ценных бумаг путем открытой подписки;
- размещение ценных бумаг путем закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, включая тех, кто имеет преимущественное право приобретения размещаемых ценных бумаг.
«Критерий 500»
В новой редакции, напротив, указано, что госрегистрация выпуска ценных бумаг, размещаемых путем подписки, всегда сопровождается регистрацией проспекта, за исключением случаев, когда соблюдается хотя бы одно из условий, закрепленных в п. 2.3.1, а именно:
1) согласно условиям размещения ценные бумаги размещаются лицам, являющимся квалифицированными инвесторами, при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета квалифицированных инвесторов, не превышает 500;
2) в соответствии с условиями размещения акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, они размещаются лицам, которые на определенную дату являлись или являются акционерами общества-эмитента, при условии, что число таких лиц без учета квалифицированных инвесторов, не превышает 500;
3) по условиям размещения ценные бумаги предлагаются лицам, число которых не превышает 150, без учета квалифицированных инвесторов, а также лиц, которые на определенную дату являлись или являются участниками (акционерами) эмитента, если число последних, не являющихся квалифицированными инвесторами, не превышает 500;
4) в соответствии с условиями размещения ценные бумаги размещаются путем закрытой подписки среди лиц, число которых без учета квалифицированных инвесторов не превышает 500;
5) сумма привлекаемых эмитентом денежных средств путем размещения ценных бумаг одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение года не превышает 200 млн руб.;
6) сумма денежных средств, привлекаемых эмитентом, являющимся кредитной организацией, путем размещения облигаций одного или нескольких выпусков (дополнительных выпусков) в течение года не превышает 4 млрд руб.;
7) по условиям размещения ценных бумаг сумма денежных средств, вносимая в их оплату каждым из потенциальных приобретателей, кроме лиц, осуществляющих преимущественное право приобретения соответствующих ценных бумаг, составляет не менее 4 млн руб. при условии, что число лиц, которые могут осуществить преимущественное право приобретения таких ценных бумаг, без учета квалифицированных инвесторов, не превышает 500.
Как видим, регулирование в этой части стало более запутанным. Общая идея — если ценные бумаги собираются купить свыше 500 потенциальных приобретателей, проспект обязателен, если менее 500, нет — сохранена, только выражена теперь более сложными формулировками.
Обратите внимание
Принципиальным изменением стало исключение из действия «критерия 500» квалифицированных инвесторов.
Напомним, что квалифицированный инвестор — понятие, введенное в законодательство в 2007 г. Согласно ст. 51.2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон о РЦБ) к таковым относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации, акционерные инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, Банк России, международные финансовые организации, а также ряд других организаций с особым статусом.
Обратите внимание
К квалифицированным инвесторам могут быть также отнесены физические лица, а также коммерческие организации, не имеющие особого статуса, — при условии, если такие лица или организации соответствуют критериям, указанным в Законе о РЦБ (п. 4 и 5 ст. 51.2).
Другой важной новеллой стало введение финансовых критериев для возможного освобождения от регистрации проспекта ценных бумаг. Теперь его можно не регистрировать, если эмитент путем размещения одного или нескольких выпусков в течение года привлекает не более 200 млн руб. (если это кредитная организация, то не более 4 млрд руб.).
Вызывает интерес дополнительная норма о возможности направления документов в регистрирующий орган в предварительном порядке. Эту возможность могут использовать только те эмитенты, которые регистрируют проспект ценных бумаг (п. 2.4.1 Стандартов в новой редакции). В ходе предварительного рассмотрения регистрирующий орган изучает представленные документы и в установленный срок направляет эмитенту уведомление о том, соответствуют они законодательству или нет. Такая процедура также появилась в Стандартах в связи с тем, что ранее была включена в Закон о РЦБ (п. 2.1 ст. 20).
Причина недоразумений устранена
Новая редакция Стандартов более четко регулирует распределение компетенции между органами хозяйственных обществ-эмитентов в части утверждения отчета об итогах выпуска (или дополнительного выпуска).
В п. 2.8.7 указано, что «отчет (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг хозяйственного общества утверждается единоличным исполнительным органом этого хозяйственного общества, если уставом хозяйственного общества принятие решения по указанному вопросу не отнесено к компетенции коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества».
По сути, это повторение нормы, имевшейся в прежней редакции. Однако ее применение рождало проблемы для обществ, которые отнесли в уставах вопрос об утверждении отчета об итогах выпуска ценных бумаг к компетенции совета директоров (это особо популярно у эмитентов, поскольку данный вопрос многими считается серьезным и требует решения более вышестоящего органа общества, чем единоличный исполнительный). При этом орган, утверждающий отчет об итогах дополнительного выпуска, определить в уставе эмитенты, как правило, забывали. В результате они зачастую встречали недопонимание со стороны регистрирующих органов. Эмитенты утверждали отчет советом директоров, рассчитывая на то, что отнесение в уставе вопроса об утверждении отчета об итогах выпуска ценных бумаг к компетенции данного органа распространяется и на дополнительные выпуски. Однако регистрирующие органы считали иначе и заставляли эмитентов исправлять документы, а затем заново утверждать отчет приказом единоличного исполнительного органа.
Новые Стандарты урегулировали эту ситуацию. В п. 2.8.7 указано, что «когда уставом хозяйственного общества к компетенции его коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) отнесено принятие решения по вопросу об утверждении отчета (уведомления) об итогах выпуска ценных бумаг, к компетенции того же органа управления хозяйственного общества относится и принятие решения по вопросу об утверждении отчета (уведомления) об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг, за исключением случая, когда уставом такого хозяйственного общества прямо не установлено иное…».