Дорогая нефть не мешает развитию

| статьи | печать

Консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers (PwC) подготовила обзор экономической ситуации в странах Персидского залива — в сравнении с ситуацией в других развивающихся экономиках, в том числе России, которая также входит в число государств, существенно зависимых от цен на нефть.

На протяжении последнего десятилетия в центре внимания аналитиков были семь крупнейших стран с развивающейся экономикой (страны, входящие в E7: Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Россия, Индонезия, Турция). PwC решила обратить внимание на страны — члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ; в него входят Саудовская Аравия, Кувейт, Оман, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты).

В 2012 г. ССАГПЗ как единый экономический блок занял третье место среди крупнейших быстрорастущих рыночных экономик мира. По размеру экономики он достиг размеров экономики Индии (исходя из ВВП по текущим рыночным обменным курсам). С 2000 г. экономика стран ССАГПЗ росла в среднем на 8,1% в год — быстрее, чем большинство стран с развивающейся эко­номикой.

Какие же факторы способствуют этому росту? Высокие мировые цены на энергоносители остаются важным фактором, но не только в них дело. Экономика России, которая также основана на экспорте энергоносителей, в среднем росла на 6,9% ежегодно в течение 2000—2012 гг., что примерно на 1,5 п.п. медленнее темпов рос­та ССАГПЗ.

Что страны Персидского залива делают иначе?

■ Во-первых, ССАГПЗ продолжают поддерживать более благоприятный бизнес-климат, чем в других развивающихся странах, входящих в E7. Все страны ССАГПЗ, за исключением Кувейта, занимают более высокие позиции, чем какая-либо из стран E7, в последнем рейтинге Всемирного банка «Легкость ведения бизнеса».

■ Во-вторых, наличие благоприятного бизнес-климата способствовало расцвету предпринимательской деятельности в сферах, не связанных с нефте­добычей: с 2000 г. в странах ССАГПЗ отмечаются высокие темпы роста недобывающих отраслей (см. таблицу).

■ В-третьих, в целом финансовая система стран ССАГПЗ в хорошем состоянии, что помогло региону спокойно пережить финансовый кризис. Например, недавно МВФ заявил о том, что «банковская система Саудовской Аравии остается хорошо капитализированной, прибыльной и высоколиквидной».

Результаты анализа PwC показывают, что в отличие от некоторых развивающихся стран E7 (особенно России) количество трудоспособного населения в странах Персидского залива будет быстро расти в течение следующих десяти лет. По оценкам ООН, потенциально размер трудовых ресурсов вырастет примерно на треть к 2025 г. Для того чтобы занять такое количество людей, необходимо будет создать 10 млн новых рабочих мест. Это открывает перед странами Персидского залива новые возможности, но создает и большую проблему в будущем. По нашему мнению, это дает странам Персидского залива великолепную возможность реализовать реформы и стимулировать дальнейшее развитие частного сектора в отраслях, не связанных с углеводородами. Это позволит странам ССАГПЗ создать необходимые новые рабочие места в будущем и диверсифицировать экономику, которая сегодня базируется на добыче нефти.

Эти изменения будут иметь национальные, региональные и международные последствия для бизнеса. Страны ССАГПЗ могут повысить свою роль в качестве связующего центра между Западом и Востоком. Опираясь на уже крепкую банковскую систему, страны Персидского залива могут стать международным центром исламского финансирования.

Как арабы слезают с нефтяной иглы


Темпы роста недобывающих отраслей, % в год в среднем в 2000—2013 гг.

Доля недобывающих отраслей в ВВП в 2013 г., %

Кувейт

6,0

39

Катар

12,6

41

Оман

6,6

47

Саудовская Аравия

7,0

53

Объединенные Арабские Эмираты

5,7

58

Бахрейн

7,0

75