В прошлом номере «БП» мы познакомили читателей с многочисленными изменениями налогового законодательства, которые начали действовать в 2014 г. Сегодня мы рассмотрим нововведения, касающиеся страховых взносов. Заметим, что значительная часть изменений была внесена в законы о страховых взносах, обязательном пенсионном и социальном страховании в последних числах декабря 2013 г. Для удобства все новшества, которые надо учесть в этом году при уплате взносов, мы собрали в таблице.
Норма, в которую внесены изменения |
Суть изменений |
Федеральный закон, внесший изменения |
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) | ||
Часть 2 ст. 1 |
Уточнено, что действие Закона № 212ФЗ не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой взносов на травматизм, за исключением ст. 18—23, 25—27 этого закона, применяемых к указанным правоотношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24.07.98 № 125-ФЗ | |
Часть 7 ст. 7 |
Перестала применяться норма, которая освобождала от обложения страховыми взносами выплаты в связи с подготовкой и проведением Всемирной летней универсиады 2013 г. в Казани |
от 03.06.2011 № 117-ФЗ |
Часть 4 ст. 8 |
Уточнено, что для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты в пользу физических лиц, база для начисления взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала года, в случае если иное не предусмотрено Законом № 212-ФЗ. С выплат, превышающих установленную на соответствующий год предельную величину базы, взносы не взимаются, если иное не предусмотрено Законом № 212-ФЗ | |
Часть 5 ст. 8 |
Уточнено, что предельная величина базы для начисления страховых взносов, которая установлена в ч. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в РФ, если иное не предусмотрено Законом № 212ФЗ | |
Часть 5.1 ст. 8 |
На период 2015—2021 гг. введен особый порядок определения предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, устанавливаемой для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты в пользу физических лиц | |
Часть 5.2 ст. 8 |
Введена норма о том, что с 2022 г. предельная величина базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование, установленная ч. 5.1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ, индексируется в общем порядке | |
Часть 1.1 ст. 14 |
С 1 января 2014 г. изменен порядок расчета страхового взноса, который должны перечислять в ПФР за себя плательщики взносов, не производящие выплат в пользу физических лиц. Размер взноса поставлен в зависимость от суммы дохода, полученной плательщиком взносов в расчетном периоде. Если она не превышает 300 000 руб., то взнос рассчитывается по формуле: МРОТ х 26% х 12. Если же превышает, то помимо взноса, рассчитанного по вышеуказанной формуле, надо заплатить в ПФР 1% от сверхлимитной суммы дохода. При этом максимальный размер взноса, который требуется перечислить в Фонд, рассчитывается по формуле: МРОТ х 8 х 26% х 12 | |
Часть 2 ст. 14 |
Изменен порядок расчета страхового взноса главами крестьянских (фермерских) хозяйств. С 1 января 2014 г. они определяют размер взносов в ПФР и ФФОМС, уплачиваемых за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, по формуле: МРОТ х тариф взносов, установленный ч. 2 ст. 12 Закона № 212-ФЗ х 12 х количество членов крестьянского (фермерского) хозяйства, включая главу этого хозяйства | |
Часть 8 ст. 14 |
Установлен порядок определения суммы дохода, от которой зависит размер взноса, уплачиваемого за себя предпринимателями, нотариусами, адвокатами и т. д. | |
Часть 9 ст. 14 |
Для налоговиков предусмотрена обязанность направлять во внебюджетные фонды сведения о доходах, поименованных в ч. 8 ст. 14 Закона № 212-ФЗ | |
Часть 10 ст. 14 |
Для налоговиков предусмотрена обязанность сообщать во внебюджетные фонды о налоговых нарушениях, приводящих к занижению налогоплательщиками доходов от деятельности | |
Часть 11 ст. 14 |
Установлено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о налоговых нарушениях, переданные налоговиками во внебюджетные фонды, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по взносам, пеней и штрафов, а также для взыскания недоимки. Если в информации, переданной налоговиками, нет сведений о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими отчетности в ИФНС до окончания расчетного периода, взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются фондами в максимальном размере | |
Пункт 1 ч. 9 ст. 15 |
Предусмотрено, что форма и порядок заполнения расчета по взносам, представляемого в ПФР, утверждаются органом контроля за уплатой страховых взносов (а не федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере социального страхования, как раньше). Исключена норма о том, что вместе с данным расчетом плательщик должен представить сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 № 27-ФЗ | |
Часть 10 ст. 15 |
Установлено, что плательщики взносов, в обязанности которых входит представление отчетности в электронном виде, сдают расчеты по взносам по форматам и в порядке, которые установлены органом контроля за уплатой страховых взносов | |
Часть 2 ст. 16 |
Предусмотрено, что плательщики страховых взносов, не производящие выплат физическим лицам, перечисляют взносы за расчетный период не позднее 31 декабря текущего года, если иное не предусмотрено ст. 16 Закона № 212-ФЗ. Взносы, исчисленные с суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом | |
Часть 5 ст. 19 |
Предусмотрено, что решение о взыскании недоимки принимается Фондом после истечения срока, установленного в требовании об уплате взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены ст. 19 Закона № 212-ФЗ | |
Часть 5.1 ст. 19 |
Фонды получили право принимать решение о взыскании недоимки в отношении одного или нескольких требований одновременно | |
Часть 5.2 ст. 19 |
Установлено, что если указанная в требовании неуплаченная сумма страховых взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых ПФР, 1500 руб., а в части платежей, администрируемых ФСС России, 500 руб., решение о взыскании принимается Фондом после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях об уплате взносов, но не позднее одного года и двух месяцев после истечения срока исполнения самого раннего требования | |
Части 5.3—5.8 ст. 19 |
Уточнен порядок взыскания недоимки по взносам, пеням и штрафам через суд в случае, если Фонд пропустил сроки, отведенные ему для взыскания в досудебном порядке, а также в случае, если в отношении плательщика взносов возбуждено производство по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ | |
Часть 7 ст. 19 |
Уточнена процедура направления Фондом поручения на перечисление сумм взносов в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов в банк, где открыты счета организации или предпринимателя, а также в территориальный орган Федерального казначейства | |
Часть 1 ст. 20 |
Внесена поправка, согласно которой в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 19 Закона № 212-ФЗ, фонды вправе взыскать взносы за счет имущества организации или предпринимателя, в пределах сумм, указанных в одном либо нескольких требованиях об уплате недоимки по взносам, пеней и штрафов | |
Часть 3 ст. 20 |
Введено правило о том, что если указанная в требовании неуплаченная сумма взносов, пеней и штрафов не превышает в части платежей, администрируемых ПФР, 1500 руб., а в части платежей, администрируемых ФСС России, 500 руб., постановление о взыскании взносов за счет имущества организации или предпринимателя принимается после истечения срока, установленного в одном или нескольких требованиях, но не позднее двух лет после истечения срока исполнения самого раннего требования | |
Часть 3.1 ст. 20 |
Установлено, что фонды вправе принять постановление о взыскании взносов, пеней и штрафов за счет имущества организации или предпринимателя в отношении одного или нескольких требований одновременно | |
Часть 4.1 ст. 20 |
Предусмотрено, что ФСС России имеет право принять постановление о взыскании взносов за счет имущества организации или предпринимателя одновременно в отношении задолженности по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по взносам на травматизм | |
Статья 21 |
Скорректирован порядок взыскания недоимки по взносам, пеней и штрафов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем | |
Пункт 3 ч. 2.1, п. 3 ч. 2.2 ст. 57 |
Предусмотрено, что организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий, вправе платить взносы по тарифу 14% при условии, что средняя численность работников за девять месяцев года, предшествующего году начала применения этой льготы, составляет не менее семи человек. Для вновь созданных ИТ-компаний показатель среднесписочной численности работников за текущий расчетный (отчетный) период также должен составлять как минимум семь человек. Прежде ограничение и в первом, и во второй случае составляло не менее 30 человек |
от 28.12.2013 № 428-ФЗ |
Часть 2.3 ст. 57 |
Установлено, что организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий, при определении размера доходов, дающих право на применение льготного тарифа по взносам, не учитывают доходы, указанные в п. 2 и 11 ст. 250 НК РФ |
от 28.12.2013 № 428-ФЗ |
Часть 3.4 ст. 58 |
До 2018 г. включительно продлено действие нормы, позволяющей перечислять взносы в ПФР по тарифу 20% плательщикам страховых взносов, упомянутым в п. 8, 10—12 и 14 ч. 1 ст. 58 Закона № 212-ФЗ (в частности, организациям на УСН с льготными видами деятельности и аптекам на ЕНВД) |
от 02.12.2013 № 333-ФЗ |
Статья 58.2 |
До 2016 г. продлено действие общих тарифов, установленных для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ (за исключением плательщиков, указанных в ст. 58 и 58.1 Закона № 212-ФЗ). Как и в прошлом году, взносы с выплат, укладывающихся в предельную базу, надо перечислять по тарифу 30% (22% в ПФР, 2,9% в ФСС России и 5,1% в ФФОМС), а с выплат свыше предельной базы — по тарифу 10% и только в ПФР |
от 02.12.2013 № 333-ФЗ |
Часть 1 ст. 58.3 |
С 1 января 2014 г. вырос дополнительный тариф взноса в ПФР, перечисляемого с выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173ФЗ. Теперь этот взнос надо платить по тарифу 6% (а не 4%, как в прошлом году), но только если иное не установлено в ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ | |
Часть 2 ст. 58.3 |
С 1 января 2014 г. вырос дополнительный тариф взноса в ПФР, перечисляемого с выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подп. 2—18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ. Теперь этот взнос надо платить по тарифу 4% (а не 2%, как в прошлом году), но только если иное не установлено в ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ | |
Часть 2.1 ст. 58.3 |
Для плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ, введены особые дополнительные тарифы взноса в ПФР, зависящие от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда работников | |
Часть 4 ст. 58.3 |
С 1 января 2014 г. утратила силу норма о том, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам, установленным ч. 1 и 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом | |
Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101
| ||
— |
С 1 января 2014 г. проиндексирована в 1,098 раза предельная величина базы для начисления страховых взносов. Теперь ее размер составляет 624 000 руб. |
— |
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ
| ||
Пункт 1 ст. 13 |
Пенсионный фонд получил право требовать и получать у государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» информацию о порядке, размерах и об условиях получения гарантийного возмещения в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 422-ФЗ, а также получать у данного агентства гарантийное возмещение в интересах застрахованных лиц в случаях и в порядке, которые установлены этим законом | |
Пункт 2 ст. 13 |
Расширен перечень обязанностей ПФР. В частности, Фонд теперь обязан определять суммы страховых взносов на страховую и накопительную части пенсии в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения (0 или 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии) |
от 04.12.2013 № 351-ФЗ, от 28.12.2013 № 421ФЗ |
Пункт 1 ст. 15 |
Расширен перечень прав застрахованных лиц. В частности, предусмотрено, что застрахованное лицо имеет право на передачу средств пенсионных накоплений при переходе из ПФР в негосударственный пенсионный фонд в размере не менее чем общая сумма гарантируемых средств, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 422-ФЗ | |
Пункты 3 и 4 ст. 16 |
Скорректирован перечень средств, которые отдельно учитываются в составе бюджета ПФР, а также порядок хранения денежных средств обязательного пенсионного страхования | |
Пункт 1 ст. 18 |
Расширен перечень целей, на которые могут расходоваться средства бюджета ПФР | |
Статья 20.1 |
Введены новые правила учета средств для финансирования накопительной части пенсии. В частности, предусмотрено, что ПФР самостоятельно перечисляет взносы на накопительную часть пенсии на отдельный счет в Федеральном казначействе из пенсионных взносов, уплаченных страхователями по КБК взносов на страховую часть пенсии |
от 04.12.2013 № 351-ФЗ |
Пункт 2.1 ст. 22 |
Установлены тарифы, в соответствии с которыми ПФР определяет суммы взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии в соответствии с выбранным застрахованным лицом вариантом пенсионного обеспечения |
от 04.12.2013 № 351-ФЗ |
Пункт 2.3 ст. 22 |
Предусмотрено, что взносы, исчисленные сверх страхового взноса в фиксированном размере, направляются на финансирование страховой и накопительной частей пенсии в размерах, определяемых пропорционально тарифам, установленным п. 2.1 ст. 22 Закона № 167-ФЗ | |
Статья 22.2 |
Установлено, что уплата взносов на обязательное пенсионное страхование (начиная с расчетного периода 2014 г.) осуществляется единым расчетным документом, направляемым в ПФР с применением КБК, предназначенного для учета взносов на страховую часть пенсии* |
от 04.12.2013 № 351-ФЗ |
Пункт 5 ст. 33 |
Предусмотрено, что в 2014 г. страхователи, указанные в подп. 1—3 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ (в частности, сельскохозяйственные производители и организации, производящие выплаты инвалидам), применяют тариф страхового взноса 21%, то есть такой же, как и в 2013 г. Установлены тарифы, по которым ПФР будет определять, какую часть этого взноса направить на финансирование накопительной части пенсии, а какую — на финансирование страховой части пенсии застрахованного лица |
от 04.12.2013 № 351-ФЗ |
Пункт 6 ст. 33 |
Предусмотрено, что в 2014 г. и последующие годы для организаций, получивших статус участников проекта «Сколково», применяется тариф страхового взноса 14% (такой же, как и в 2013 г.). Установлены тарифы, по которым ПФР будет определять, какую часть этого взноса направить на финансирование накопительной части пенсии, а какую — на финансирование страховой части пенсии застрахованного лица |
от 04.12.2013 № 351-ФЗ |
Пункт 7 ст. 33 |
Предусмотрено, что в течение 2014—2017 гг. для страхователей, указанных в подп. 4—6 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ (например, ИТкомпаний), применяется прежний тариф страхового взноса — 8%. В 2018 г. он вырастет до 13%, а в 2019 г. — до 20%. Установлены тарифы, по которым ПФР будет определять, какую часть этого взноса направить на финансирование накопительной части пенсии, а какую — на финансирование страховой части пенсии застрахованного лица |
от 04.12.2013 № 351-ФЗ |
Пункт 9 ст. 33 |
Увеличился тариф страхового взноса для страхователей, указанных в подп. 7 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ (СМИ). В 2014 г. он составляет 23,2% (против прошлогодних 21,6%). Установлены тарифы, по которым ПФР будет определять, какую часть этого взноса направить на финансирование накопительной части пенсии, а какую — на финансирование страховой части пенсии застрахованного лица |
от 04.12.2013 № 351-ФЗ |
Пункт 12 ст. 33 |
До 2018 г. продлено действие прежнего тарифа (20%) для страхователей, указанных в подп. 8, 10—12 и 14 п. 4 ст. 33 Закона № 167-ФЗ (например, компаний на УСН с льготным видом деятельности и аптек на ЕНВД). Установлены тарифы, по которым ПФР будет определять, какую часть этого взноса направить на финансирование накопительной части пенсии, а какую — на финансирование страховой части пенсии застрахованного лица |
от 04.12.2013 № 351-ФЗ |
Пункты 1—3 ст. 33.1 |
До 2016 г. включительно продлено действие общего тарифа страхового взноса — 22% (+10% с выплат сверх предельной величины базы). Установлены тарифы, по которым ПФР будет определять, какая часть этого взноса должна пойти на финансирование накопительной, а какая — на финансирование страховой части пенсии застрахованного лица |
от 04.12.2013 № 351-ФЗ |
Пункты 1, 2, 2.1 ст. 33.2 |
Дополнительные тарифы страхового взноса выросли до 4 и 6% (против прошлогодних 2 и 4%). Введены особые дополнительные тарифы взноса в ПФР, зависящие от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда (см. также поправку в ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ) | |
Пункт 4 ст. 33.2 |
С 1 января 2014 г. утратила силу норма о том, что страхователи освобождаются от уплаты взносов в ПФР по дополнительным тарифам, по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом (см. также поправку в ч. 4 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ) | |
Статья 33.3 |
Введены правила определения Пенсионным фондом варианта пенсионного обеспечения застрахованных лиц |
от 04.12.2013 № 351-ФЗ |
Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ
| ||
Пункт 1 ст. 8 |
Уточнен перечень видов обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | |
Статья 11 |
Скорректирован порядок определения размера единовременной страховой выплаты |
от 02.12.2013 № 331-ФЗ |
Подпункт 18 п. 2 ст. 17 |
Уточнено, что страхователь обязан сообщать страховщику сведения о результатах специальной оценки условий труда (ранее требовалось сообщать о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда) | |
Пункт 1 ст. 22 |
Уточнено, что размер скидки или надбавки к страховому тарифу устанавливается страхователю в том числе с учетом результатов специальной оценки условий труда (ранее шла речь о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда) | |
Пункт 3 ст. 22 |
Установлено, что правила представления сведений о результатах специальной оценки условий труда утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ | |
Статья 22.1 |
Введено правило о том, что обеспечение исполнения обязанности по уплате взносов, включая взыскание недоимки, пеней и штрафов, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному в ст. 18—23, 25—27 Закона № 212-ФЗ | |
Пункт 3 ст. 22.2 |
Уточнены нормы, устанавливающие срок исполнения банками платежных поручений страхователей на перечисление взносов, а также поручений ФСС России на списание средств со счета страхователя в бюджет Фонда | |
Статья 25 |
Скорректирован порядок учета Фондом социального страхования России средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве | |
Федеральный закон от 02.12.2013 № 323-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование
| ||
Статья 1 |
Установлено, что в 2014 г. и в плановый период 2015 и 2016 гг. взносы на травматизм уплачиваются в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Таким образом, тарифы остались те же, что действовали в прошлом году |
— |
Статья 2 |
На 2014 г. сохранена льгота для индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты инвалидам I, II или III группы. С подобных выплат предприниматели попрежнему имеют право платить взносы на травматизм в размере 60% тарифа |
— |
Федеральный закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» | ||
Часть 2 ст. 9 |
С 1 января 2014 г. государственные пособия гражданам, имеющим детей, проиндексированы в 1,05 раза**. Таким образом, единовременное пособие при рождении ребенка теперь составляет 13741,99 руб. (13087,61 руб. x 1,05), а пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности — 515,33 руб. (490,79 руб. x 1,05). Минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет составляет: — в случае ухода за первым ребенком — 2576,63 руб. (2453,93 руб. x 1,05); — в случае ухода за вторым и последующими детьми — 5153,24 руб. (4907,85 руб. x 1,05) |
— |
* В 2014 г. КБК всех платежей, администрируемых ПФР, в том числе КБК взносов на страховую часть пенсии, остаются прежними. Взносы за 2013 г. надо перечислять отдельными платежками — по КБК накопительной и страховой части (информация ПФР «Об изменениях для плательщиков страховых взносов в 2014 году»).
** На новый коэффициент следует умножить прежнюю величину пособия, рассчитанную с учетом прошлогодней индексации (письма ФСС России от 19.12.2012 № 15-03-11/12-17008, от 28.12.2011 № 14-03-18/05-16244).