В Большом театре состоялось совещание по подготовке XV Международного конкурса имени Чайковского. Возглавила оргкомитет конкурса заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец. В состав оргкомитета также вошли министр культуры РФ Владимир Мединский, худрук Мариинского театра Валерий Гергиев, худрук оркестра «Новая Россия» Юрий Башмет, гендиректор Московской филармонии Алексей Шалашов, ректор Московской консерватории Александр Соколов, ректор Санкт-Петербургской консерватории Михаил Гантварг, председатель Общественного совета при Минкультуры Денис Мацуев, худрук Санкт-Петербургского Дома музыки Сергей Ролдугин, гендиректор Большого театра Владимир Урин.
На совещании было принято окончательное решение о том, что юбилейный музыкальный форум пройдёт в Москве и Санкт-Петербурге в 2015 г. с 15 июня по 3 июля. В столице пройдут состязания по специальностям «фортепиано» и «скрипка», в Петербурге выступят виолончелисты и вокалисты.
Международный конкурс имени Чайковского проводится с 1958 г. с периодичностью раз в четыре года. Первый смотр проходил по двум специальностям — «фортепиано» и «скрипка», в 1962 г. в состязания была добавлена специальность «виолончель», в 1966 г. — «вокал».
Первыми лауреатами конкурса были Ван Клиберн, и Валерий Климов. В дальнейшем победителями становились Владимир Крайнев, Михаил Плетнёв, Денис Мацуев, Виктор Третьяков, Елена Образцова, Тамара Синявская и другие.
Впервые разделение конкурса имени Чайковского на два города произошло в 2011 г. Тогда половина конкурса по специальностям «Скрипка» и «Сольное пение» переехала в Петербург, а в Москве остались специальности «Фортепиано» и «Виолончель». Многие музыкальные критики и зрители были недовольны этим разделением, однако Валерий Гергиев тогда категорично заявлял, что такое решение было принято для того, чтобы «спасти» конкурс. Большой зал Московской консерватории (БКЗ), где традиционно проходили соревнования пианистов, в то время был закрыт на реставрацию, и гарантировать, что все ремонтные работы завершатся до начала конкурса, никто не мог. Ремонт в БКЗ давно завершён, но разделение проведения конкурса на два города всё равно сохранилось.
На этот раз директор Государственного академического Мариинского театра, дирижёр В. Гергиев объяснил проведение конкурса одновременно в двух городах… фактом биографии П. И. Чайковского и обилием концертных площадей в Петербурге.
«Жизнь Чайковского связана с двумя городами, – утверждает дирижёр. — Я лично три года назад считал совершенно необходимым разделить этот конкурс, идею поддержали на самом высоком уровне. Почему? Петербург сегодня только в рамках возможностей Мариинского театра имеет три совершенно выдающихся явления — Историческая сцена, Новая сцена и Новый концертный зал. Масштабы конкурса сегодня стали такими, что идут одновременно трансляции и выступления виолончелистов и пианистов, скрипачей и певцов. В жюри приглашены мировые звёзды».
Оргкомитету осталось определиться с необходимым количеством оркестров и залов. Выбрать достойных из представленных списков членам оргкомитета предложено до 1 февраля. Тогда же определится маршрут победителей конкурса — для них предусмотрено турне по городам России. В оргкомитет планируется пригласить и культурных деятелей из-за рубежа. Как объявила О. Голодец, в ближайшем будущем участникам оргкомитета предстоит определить состав новой дирекции, на этот раз постоянной.
Идею постоянной дирекции поддержал Владимир Мединский: по его словам, «самое важное — подобрать людей, для которых конкурс Чайковского был бы делом всей жизни». В связи с этим сразу возник вопрос о финансировании. Пока избранной дирекции приходится подавать документы на тендер на общем основании, с постоянной дирекцией такое невозможно. «Мы найдём способ финансирования, определим юридическую форму», — заверил министр культуры.
Конкурсантов на этот раз будут отбирать не по записям, а «вживую». По мнению членов оргкомитета, такой способ отбора поднимет престиж конкурса в России и за её пределами. О. Голодец предложила ввести новое понятие: партнёр конкурса Чайковского. Членам оргкомитета было дано задание: подготовить список возможных партнеров до 1 февраля.
«Одни мы не справимся, нужно внести инновацию, — заметила председатель оргкомитета. Выбрать 30 отборщиков, может быть, взять на себя их расходы. Они сначала проведут отбор в своих странах, а окончательный — в России. Привезти 600 конкурсантов — это достижение. Можно привлечь как бюджетные, так и внебюджетные средства. Привезти сюда будет дешевле. К нам мы везём молодых артистов, а туда — звёзд». Помимо основного конкурса планируется провести много других мероприятий: мастер-классы, встречи педагогов. Они начнутся задолго до конкурса и продолжатся во время его.
Впервые за историю конкурса планируется ввести новую, открытую систему голосования. Как показала практика прошлого соревнования, система с компьютерным подсчётом голосов себя не оправдала.
Участники заседания вообще решили учиться на прошлых ошибках. Ректор Московской консерватории Александр Соколов заявил о том, что жюри без председателя себя не оправдало: обязательно должен быть тот, кто отвечает за конечный результат.
Усомнился ректор и в целесообразности приглашения на каждый тур новых судей, что, по мнению А. Соколова, лишь добавляет нервозности участникам.
Собравшиеся на совещании организаторы конкурса обратили внимание и на информационное освещение результатов туров. Так, после окончания третьего тура часть слушателей была вынуждена ночевать у стен консерватории, чтобы узнать имя победителя. Но имена победителей впервые за историю конкурса официально объявили лишь на церемонии закрытия, превратив праздник музыки в протокольное мероприятие.
«С точки зрения телевидения финал решает всё, — заявил главный редактор телеканала „Культура“, который будет вести прямую трансляцию с конкурса, Сергей Шумаков. — Это имеет колоссальное значение. В прошлый раз было чрезвычайно скучно. Нужно, чтобы конкурс закончился музыкальным действом, а не бесконечной чередой вручаемых дипломов».