Регистрация в ПФР и ФСС: правила для индивидуальных предпринимателей

| статьи | печать

Постановка и снятие с учета в территориальных органах ПФР и ФСС России физических лиц в качестве работодателей — это специальная процедура, всегда вызывавшая множество вопросов. При этом не всегда можно найти ответ в нормативных правовых документах. Рассмотрим конкретные ситуации, связанные с регистрацией и снятием с учета индивидуальных предпринимателей.

Предприниматель работает один

Физическое лицо получило свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Наемных работников у него нет. Должен ли он обращаться в территориальные органы ПФР и ФСС для постановки на учет?

Обращаться в территориальный орган ПФР для регистрации не нужно.

Регистрация в территориальных органах ПФР индивидуальных предпринимателей осуществляется в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы ПФР федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся в ЕГРИП (абз. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», далее — Закон № 167-ФЗ).

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, является ФНС России (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506). При этом регистрацией ИП занимаются налоговые инспекции по месту жительства предпринимателя.

Регистрация индивидуальных предпринимателей в территориальных органах ПФР осуществляется путем обмена элект­ронными документами (абз. 6 п. 1 ст. 11 Закона № 167-ФЗ).

Следовательно, индивидуальный предприниматель не должен сдавать какие-либо документы в территориальный орган ПФР. Регистрация осуществляется без его участия (путем обмена информацией между органами ФНС России и ПФР).

Что касается ФСС, то, пока у индивидуального предпринимателя нет работников, вставать на учет в органы ФСС он не должен (абз. 4, 5 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», далее — Закон № 125-ФЗ, подп. 2 п. 2 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 № 959н, далее — Порядок № 959н, абз. 1, 2 п. 1.1 приложения 1 к письму ФСС России от 23.08.2011 № 14-03-11/08-9440, Информация ФСС России «О регистрации в Фонде социального страхования Российской Федерации»).

К сведению
Если предприниматель хочет получать страховое обеспечение по временной нетрудоспособности и материнству, он может добровольно оформить отношения с ФСС. Для этого нужно подать в территориальный орган Фонда по месту жительства соответствующее заявление (приложение 2 к Порядку № 959н), приложить к нему копии паспорта, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и госрегистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 4 и 6 Порядка № 959н).

ИП впервые нанял работника

Индивидуальный предприниматель впервые заключил трудовой договор с наемным работником. Нужно ли регистрироваться в ПФР и ФСС?

Да, предприниматель должен обратиться в территориальный орган ПФР и зарегистрироваться в качестве страхователя-работодателя по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию. Сделать это нужно в течение 30 дней с момента заключения договора с работником (ст. 11 Закона № 167-ФЗ, п. 21 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ПФР страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного постановлением Правления ПФР от 13.10.2008 № 296п, далее — Порядок № 296п).

Заявление по форме, приведенной в приложении 7 к Порядку № 296п, подается в территориальный орган ПФР по месту жительства предпринимателя (п. 21 Порядка № 296п). К заявлению необходимо приложить копии (п. 22 Порядка № 296п):

  • свидетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
  • лицензий на осуществление определенных видов деятельности (если есть);
  • документов, удостоверяющих личность и подтверждающих регистрацию по месту жительства (например, копию паспорта);
  • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • документов, подтверждающих наличие у предпринимателя наемных работников (копию трудового (гражданско-правового, авторского) договора с физическим лицом).

Территориальный филиал ПФР зарегистрирует ИП в качестве страхователя физического лица — работодателя в течение пяти дней со дня получения его заявления (п. 22 Порядка № 296п). И сообщит ему уведомлением о регистрации (п. 24 Порядка № 296п). В уведомлении будет указан регистрационный номер.

К сведению
Если индивидуальный предприниматель заключил с физлицом не трудовой, а гражданско-правовой или авторский договор, то он тоже обязан встать на учет в ПФР в качестве страхователя-работодателя (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 11 Закона № 167-ФЗ).

Кроме этого, индивидуальный предприниматель, нанявший работников, должен зарегистрироваться в качестве страхователя в территориальном органе ФСС:

  • по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 3 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», далее — Закон № 255-ФЗ);
  • по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 6 Закона № 125-ФЗ).

Для регистрации нужно подать заявление в территориальный орган ФСС по месту жительства ИП в срок не позднее десяти дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников (либо со дня заключения гражданско-правового договора, предусматривающего уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за нанимаемых лиц) (п. 6 Порядка № 959н, п. 5 Порядка регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Фонда от 23.03.2004 № 27 (далее — Порядок № 27), письмо ФСС России от 23.08.2011 № 14-03-11/08-9440).

К сведению
Форма заявления приведена в приложении 2 Административных регламентов, утвержденных приказами Минздравсоцразвития России от 20.09.2011 № 1053н, от 20.09.2011 № 1054н.

К заявлению прилагаются копии следующих документов (п. 10 Порядка № 27 п. 10, 11 Порядка № 959н):

  • свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • трудовых книжек нанимаемых им работников;
  • гражданско-правовых договоров при наличии в них условий о том, что страхователь обязан уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за указанных лиц.

Кроме этого, нужно предъявить паспорт и справку из банка об открытии счета (если счет открыт) (письмо ФСС России от 23.08.2011 № 14-03-11/08-9440).

Если документы направляют по почте, то копии должны быть заверены нотариально. При этом подлинники направлять не нужно (п. 14 Порядка № 959н). В случае когда документы для регистрации индивидуальный предприниматель сдает лично, копии могут заверить сотрудники ФСС.

После получения документов территориальный орган ФСС в срок, не превышающий пяти рабочих дней, осуществляет регистрацию индивидуального предпринимателя в качестве страхователя, о чем направляет ему соответствующие уведомление (п. 15 Порядка № 959н).

Внимание!
В качестве страхователя-работодателя индивидуальный предприниматель должен зарегистрироваться один раз. При следующем наборе работников регистрироваться не нужно. Равно как не надо регистрировать трудовые договоры.

Работников нанял, но не зарегистрировался

Могут ли индивидуального предпринимателя, у которого трудятся наемные работники, оштрафовать за то, что он не зарегистрировался в качестве страхователя-работодателя в органах ПФР и ФСС?

Да, могут. Индивидуальные предприниматели, заключившие трудовые договоры с работниками, обязаны самостоятельно зарегистрироваться в территориальных органах ПФР в срок не позднее 30 дней с момента заключения договоров (ст. 11 Закона № 167-ФЗ).

За нарушение срока регистрации в органах ПФР п. 1 ст. 27 Закона № 167-ФЗ предусмотрена ответственность страхователей в виде штрафа. Нарушение установленного срока до 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 5000 руб. А при нарушении срока регистрации более чем на 90 рабочих дней — 10 000 руб. Об этом напомнил ПФР в письме от 07.05.2010 № КА-30-24/4871. Аналогичной позиции придерживаются некоторые суды (постановление ФАС Поволжского округа от 26.04.2010 № А65-17674/2009).

Зарегистрироваться в органах ФСС, как уже говорилось, нужно не позднее десяти дней с момента заключения договора с работником. За нарушение сроков регистрации в ФСС тоже полагаются санкции: до 90 дней просрочки — штраф в размере 5000 руб., свыше 90 дней — штраф 10 000 руб. (п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

Но и это еще не все. Индивидуальный предприниматель, заключивший трудовой договор с работником, может быть также оштрафован на основании абз. 4 п. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ за осуществление деятельности без регистрации в качестве страхователя в органах ФСС России. Размер штрафа составит 10% облагаемой базы для начисления взносов за весь период ведения такой деятельности, но не менее 20 000 руб.

Как видим, по ст. 19 Закона № 125-ФЗ предпринимателей могут оштрафовать и за нарушение срока регистрации (десять дней с даты заключения первого договора с работником), и за осуществление деятельности без регистрации. Практика наложения штрафа складывается по-разному. Штраф могут назначить:

  • только за нарушение срока регистрации (постановление ФАС Уральского округа от 02.04.2007 № Ф09-2094/07-С1);
  • только за осуществление деятельности без регистрации (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 02.03.2009 № А11-10039/2008-К2-23/503);
  • за оба правонарушения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.03.2009 № А05-10449/2008).

Отметим, что Закон № 255-ФЗ санкций за нарушении сроков и деятельность без регистрации не предусматривает.

И наконец, индивидуальный предприниматель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 15.32 КоАП РФ за нарушение срока регистрации во внебюджетных фондах в виде штрафа от 500 до 1000 руб. На основании этой статьи штраф налагается на должностное лицо, к которому относится и индивидуальный предприниматель (ст. 2.4 КоАП РФ).

Прекратил деятельность

Индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников, прекратил свою деятельность и снялся с учета в налоговом органе. Нужно ли обращаться в территориальные органы ПФР, чтобы сняться с учета?

В территориальный орган ПФР обращаться не нужно. Специалисты ПФР сами снимут его с учета, как только получат сведения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕРИП) о том, что данное физическое лицо больше не является индивидуальным предпринимателем.

Снятие с регистрационного учета страхователей — индивидуальных предпринимателей осуществляется по месту регистрации в территориальных органах ПФР в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы ПФР из ФНС сведений, содержащихся в ЕГРИП. Сведения между ведомствами передаются в электронном виде (п. 2 ст. 11 Закона № 167-ФЗ).

Кстати, такие же правила действуют и при прекращении деятельности ИП, имеющего наемных работников. Снятие с регистрационного учета в территориальном органе ПФР физического лица (работодателя — индивидуального предпринимателя) в связи с прекращением предпринимательской деятельности или изменением места жительства производится на основании сведений из ЕГРИП. Датой снятия с регистрационного учета является дата внесения записи в ЕГРИП о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП или дата внесения в ЕГРИП изменений, касающихся сведений об индивидуальном предпринимателе (п. 26 Порядка № 296п).

Деятельность не прекратил, но работников уволил

Индивидуальный предприниматель уволил всех своих работников, но деятельность не прекратил и с учета в ИФНС не снялся. Нужно ли подавать заявление в территориальные органы ПФР и ФСС, чтобы сняться с учета в качестве страхователя-работодателя?

Да, после того как будет расторгнут последний трудовой или гражданско-правовой договор, предприниматель должен представить заявление в территориальный орган ПФР о снятии его с учета в качестве страхователя-работодателя.

Дело в том, что, зарегистрировавшись однажды как работодатель, он должен предоставлять в ПФР отчетность, даже если работников уже нет и выплаты никому не производятся. За непредставление нулевой отчетности полагается штраф по ст. 46 Закона № 212-ФЗ в размере 1000 руб. Судьи разделяют такой подход (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2011 № 15АП-9655/2011).

«Автоматического» снятия с учета в данном случае не произойдет, ведь в ЕГРИП он по-прежнему будет числиться как индивидуальный предприниматель, а расторжение (как и заключение) договоров с работниками нигде не регистрируется.

Аналогичная ситуация и с ФСС. При увольнении работников предприниматель должен сняться с учета (п. 24 Порядка № 27, п. 22 Порядка № 959н).

Для снятия с учета нужно подать в ФСС России заявление (п. 25 Порядка № 27). Форма заявления о снятии с учета для страхователей — физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, приведена в приложении 3 к Регламенту № 1054н (п. 23 Порядка № 959н, п. 12 Регламента № 1054н).

К заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих обстоятельства снятия с учета (абз. 2 п. 25 Порядка № 27, абз. 2 п. 23 Порядка № 959н, п. 19, 20 Регламента № 1053н, п. 19, 20 Регламента № 1054н).